Мир Технологии

Гибридный конвертоплан – уникальный беспилотник?

25 июня 2020

Сегодня в России активно работают над созданием широкого спектра беспилотных летательных аппаратов для выполнения задач различного характера и сложности в любой точке нашей страны. Интересно, что, помимо уже проверенных разработок, в России решили сделать ставку на один из наиболее перспективных типов БПЛА – беспилотные конвертопланы.

Конвертоплан представляет собой летательный аппарат с поворотными винтовыми двигателями, которые на взлёте и при посадке работают как подъёмные, а в горизонтальном полёте как тянущие или толкающие. Универсальность аппарата заключается в том, что он является гибридной установкой. С одной стороны, функционально такая конструкция близка к самолёту вертикального взлёта и посадки, а с другой стороны – за счет применения легконагруженных низкооборотных винтов аппарат может лететь и в вертолётном режиме.

Беспилотные конвертопланы создаются, в первую очередь, с целью осуществления разведывательных операций. Помимо этого, их применяют для мониторинга экологической обстановки различных регионов, патрулирования акватории прибрежных вод, контроля за ледовой обстановкой в районах Крайнего Севера, картографирования местности и наблюдения за техническим состоянием различных объектов. Одним из самых главных преимуществ данного аппарата стоит считать его способность беспрепятственно выполнять транспортировку личного состава или грузов различной массы в точку, которая, к примеру, расположена за пределами дальности действия вертолетов, а оборудование взлетно-посадочной полосы не представляется возможным.

По факту, вертолеты не всегда справляются со своими задачами, так как имеют ряд ограничений: радиус, скорость и дальность полета. С учетом этого, проекты по созданию конвертопланов различных модификаций набирают популярность. Примечательно, что значительное внимание теме конвертопланов начали уделять в Минобороны РФ – в первую очередь, в связи с осуществлением военной кампании в Сирии, а также по причине нарастающего давления блока НАТО в Арктике. На данный момент Минобороны РФ крайне заинтересовано в постоянном получении актуальной информации об арктическом регионе. С этой целью запущен новый проект беспилотного конвертоплана семейства «Эра», предназначенный специально для эксплуатации в условиях Крайнего Севера. Аппарат может быть оснащен радаром бокового обзора для ведения ледовой разведки, будет нести полезную нагрузку до семи килограммов и сможет находиться в воздухе больше трех часов для выполнения задач мониторинга и дистанционного зондирования.

Помимо этого, в России разработан конвертоплан «Фрегат», предназначенный для воздушного мониторинга, доставки грузов и выполнения авиационных работ на большом расстоянии от мест базирования войск. Его полезная нагрузка составляет до 300 кг со скоростью полета в среднем 60-70 км/ч и продолжительностью полета до 7 часов. В мае этого года концерн «Калашников» также представил беспилотный конвертоплан гибридного типа для ведения разведки. Он применяется для мониторинга и аэрофотосъемки любых труднодоступных мест и площадных объектов, может находиться в воздухе 2 часа и развивать скорость до 110 км/ч. Данная модель обладает возможностью взлета-посадки «по-вертолетному», т.е. вертикально, что в свою очередь не требует специальных площадок или катапульт.

Важно отметить, что сейчас в России заинтересованы в применении на практике «сетецентрической» концепции, смысл которой – объединить все БПЛА в единой системе управления, что значительно повысит синхронизацию беспилотников и позволит намного быстрее обрабатывать информацию, полученную с каждого из них. Уже созданы все условия, при которых оператор может дистанционно управлять одним-двумя беспилотниками, со временем планируется расширить это значение до десяти.

Источник

Комментариев пока нет