Россия Общество Деформа образования

Высшая школа одурачивания

28 апреля 2016
В последние годы приняты различные постановления, акты, проводятся реформы, направленные вроде бы на совершенствование образования. Провозглашен курс на масштабную индустриализацию, который затрагивает фундаментальные основы отечественной безопасности и промышленности. Однако кардинального улучшения не произошло. Наше образование постепенно превращается в высокорентабельный бизнес

Производственный, научный и кадровый потенциал продолжает снижаться. Многие оборонные предприятия испытывают острую нехватку квалифицированного персонала.

С 2018 года начнется новый этап государственной программы перевооружения армии с поправкой на бесконтактные, гибридные войны. Понадобятся новые автоматизированные системы управления войсками и огнем, разведки и т. д. Для создания такой техники нужны высококвалифицированные кадры, которых может просто не оказаться, если не восстановить национальное образование, которое в прошлом веке считалось в мире образцовым, что подтверждено выдающимися достижениями в космосе, науке, медицине. «Это чрезвычайно важный вопрос, причем на всех уровнях – начиная от рядовых рабочих и инженерных кадров до руководителей предприятий», – отметил Владимир Путин на заседании Совета безопасности еще 31 августа 2012 года.

Кузница кадров для заграницы

Раньше как-то удавалось затыкать эту брешь. Со времен СССР в ОПК использовался резерв высококвалифицированных научных сотрудников, специалистов, ИТР и рабочих, созданный до реформирования экономики. Но этот источник иссяк: кадры постарели, уходят на пенсию и из жизни. Россия стала страной-донором, которая готовит кадры за государственный счет для других. 

Студентов МФТИ, где конкурс составляет 30–40 человек на место, еще до окончания вуза на корню скупают транснациональные компании. Среди них уже есть нобелевские лауреаты. Премия Шведской королевской академии наук 2010 года по физике присуждена Андрею Гейму и Константину Новоселову. Оба выпускники МФТИ, в настоящее время работают в Англии. Первый – руководителем Манчестерского центра по «мезонауке и нанотехнологиям», второй – профессор Манчестерского университета по физике.

Интеллектуальные потери России и соответствующие им финансовые огромны. Доля молодых работников наиболее продуктивного возраста (до 35 лет) в ОПК не превышает социологического порога в 25 процентов, необходимого для передачи опыта и знаний от старшего поколения. Старение кадров – от ведущих специалистов до рабочих – отмечается как на производстве, так и в отраслевой науке.

Министр – победитель конкурса

Проведенные реформы разрушили эффективное системное образование, ориентированное на развитие страны, в том числе на укрепление обороноспособности. Продолжение экспериментов, ведущихся со школьной скамьи вплоть до вузовского профобразования, может закончиться полной утратой национальной системы подготовки кадров.

Надо в кратчайшие сроки в качестве программы-минимум восстановить высокие стандарты советского образования и только после этого приступать к другим реформам на основе положительного отечественного опыта. Об этом говорилось на заседании Российского союза ректоров, предложение поддержали и выдающиеся ученые, имеющие неоспоримый авторитет: академики Ж. Алферов, В. Арнольд, Ю. Осипов, В. Садовничий.

Годом уничтожения системного суверенного образования в РФ стал 2010-й, когда началась коммерциализация бюджетных учреждений, а образование и здравоохранение из государственной обязанности превратились в сферу услуг. Минобрнауки с завидной настойчивостью продолжает девальвацию подведомственной сферы, обосновывая свою правоту зарубежным опытом. Но безоглядное копирование чужой системы, в частности США, скорее яркое свидетельство бессилия и профнепригодности чиновников «от образования и науки».

В ведомстве Дмитрия Ливанова ссылаются на методологию оценки вузов иностранными рейтинговыми кампаниями, в частности QS, ТНЕ и АRWU. В соответствии с этим делят институты на эффективные и неэффективные. То есть министерство безоговорочно перешло на классификацию наших вузов по иностранным рейтингам, что стало самоцелью. А действовавшая в России в прошлом веке система оценки по критерию востребованности выпускников производством канула в Лету. Хотя цену зарубежным рейтингам мы знаем. Они превращены в инструмент манипулирования общественным мнением и политического давления.

Согласно ФЦП развития образования на 2016–2020 годы планируется сократить число вузов на 40 процентов, а их филиалов – на 80. МАТИ уже слили с МАИ. К МАМИ присоединили специализированные вузы: вечерний металлургический, химико-технологический, завод-втуз, филиал МИСиС, открытый университет. Готовится поглощение Института геодезии и картографии (МИИГАИК) и автодорожного института. Таким образом, специализация вузов, эффективность которой доказана полувековым и более опытом, ликвидируется. Что это, как не целенаправленное разрушение высшей школы? Но для обоснования разгрома используется международный проект «Глобальное образование», который был представлен «круглым столом» европейских промышленников, объединяющим 47 крупнейших корпораций и ЮНЕСКО, как модель для всего мира. Цель – превращение образования в высокорентабельный бизнес. Только вместо знаний утверждаются компетенции и навыки – товар, который нужен коммерсантам, но не государству.

По проекту «5-100-20» национальная система образования РФ будет заменена к 2020 году на кружок университетов, которые должны войти в 100 лучших мировых. Для этого (по условиям участия в проекте «5-100-20») вуз должен иметь определенный процент специалистов, преподавателей и студентов из-за рубежа, треть программ на иностранном языке, публикации на английском в международных журналах. Если рассуждать отвлеченно – дело хорошее. Но все это, во-первых, планируется насаждать в учебных заведениях, где проводятся совершенно секретные работы в интересах обороноспособности страны. Во-вторых, реализация проектов «Образование-2030» и «Глобальное будущее образование» завершит ликвидацию к 2030 году национальных традиционных школ с заменой на глобальные образовательные платформы. Очевидно, что главная цель «преобразований» – подрыв суверенитета и обороноспособности страны.

Источник: http://topwar.ru

Комментариев пока нет