Отечественное приключенческое кино всегда было значимой частью проката во времена СССР. Удивительно, но даже при жесткой партийной цензуре нашим режиссерам удавалось снимать интересные и захватывающие фильмы, хотя их возможности и были весьма ограничены.
Сегодня я хотел бы попробовать найти ответ на один волнующий меня вопрос – как эволюционировал герой в российском приключенческом кино с советского периода. Для написания этого небольшого эссе я посмотрел более двух десятков фильмов, начиная с картины «Два бойца» 1943 года и заканчивая недавно вышедшим на экраны «Майором Громом». Также мне хочется дать свой прогноз на развитие героя и жанровую специфику в картинах, которым только предстоит увидеть свет. Надеюсь вам будет интересно.
Начну я, как полагается, издалека. Первым фильмом, на который мне хочется обратить ваше внимание, станет картина 1944 года «Небесный тихоход». В ленте рассказывается история о трех друзьях-летчиках, поклявшихся не любить до конца войны. Идея по сегодняшним меркам смотрится достаточно свежо. Современные девушки даже могут разглядеть в пропущенном жесткой цензурой фильме нотки разумного феминизма, что безусловно делает эту картину невероятно интересной для нас с вами.
Сталин называл картину безыдейной, однако сегодня за легким для просмотра фильмом можно найти много интересных размышлений о жизни и любви. Как по мне, фильм очень сильно недооценен и незаслуженно забыт – посмотреть его стоит тем, кому нравится картина «В бой идут одни «старики» 1973 года. Этот культовый фильм, к слову, в свое время тоже ругали, называя главных героев «поющими клоунами». Но кино прошло испытание временем и сегодня любимо миллионами.
Впрочем, я отвлекся от основной темы данного эссе. Почему же российские фильмы со временем отошли от тематики Великой Отечественной войны? Отчего режиссеры с годами все чаще закидывали героев в другие регионы или эпохи? Можно вспомнить достаточно много примеров подобных лент: «Не бойся, я с тобой» 1981 года о солдате-каратисте на Кавказе, «Гардемарины, вперед!» 1987 года о отважных бойцах во времена елизаветинской России середины XVIII века. «Пираты XX века» 1979 года вообще можно считать первым полноценным русским боевиком, в котором главный герой-матрос раскидывает филиппинских разбойников ударом с ноги. Вот где нужно искать истоки российского приключенческого кино.
Впрочем, со временем от необычных антуражей в кинолентах стали отходить, все больше возвращаясь к тематике великой войны. Цензура уже не мешает авторам творить и показывать собственное видение событий 1941-45 годов, из-за чего разнообразия в кинолентах за последние 30 лет не наблюдалось. Когда государственный аппарат перестал запрещать картины о Второй мировой, большинство режиссеров начали снимать свои приключенческие ленты именно на эту тему. Есть конечно отдельные исключения, вроде той-же «Охоты на пиранью» 2006 года, но они скорее подчеркивают правило.
Отдельного упоминания хочется удостоить фильмы о конфликтах, происходивших уже после Великой Отечественной войны, снятые с упором на реализм. Здесь хочется отметить «Кандагар» 2010 года. Сейчас в Сети обсуждают постер фильма «Турист», который судя по всему будет развивать тему еще серьезнее.
Как мне кажется, история циклична и сейчас мы с вами наблюдаем ренессанс российского приключенческого кино. Героев то и дело стали забрасывать в необычные условия – наравне с древней Русью и бандитскими 90-ми стали показывать наших героев в фантастических мирах.
Ведь недавний «Майор Гром», «Брат» и «Викинг» - это всё фильмы о необычных российских героях, пусть и сняты они с разной степенью успешности. А если копать глубже, то можно найти интересные смыслы и в «Ночном дозоре» и в «Притяжении», достаточно взглянуть на эти картины чуть глубже, чем рядовой зритель.
Российские киногерои живут и развиваются, как и приключенческое кино в целом. Чтобы увидеть это не нужно искать бездну смыслов в работах Звягинцева, достаточно просто оглянуться по сторонам и не бояться посмотреть что-то новое. Конечно, отсутствие цензуры пропускает на отечественные экраны много откровенно слабых по качеству и содержанию работ. Но и алмазов в этой куче грязи хватает, нужно только заметить их сияние.