Но не о внешней политике будет идти речь в этой заметке. Займемся вещами более приземленными. Не секрет, что Крым за 20 лет его нахождения в составе незалежной Украины пришел в упадок. В принципе, достаточно вспомнить, что Украина по размеру ВВП почти на треть уступает показателям 1990 года. В принципе, можно даже и не смотреть статистику, достаточно покататься по стране – разрушенные заводы, брошенные села, разбитые города – как в Крыму, так и по всем остальным территориям. Конечно, и в России полно подобных ‘’прелестей’’, но до звания самой нищей страны Европы нам еще далековато.
Таким образом, РФ получила в 2014-м году регион, уступающий по всем макропоказателям среднему российскому уровню. Проиллюстрируем это следующими статистическими данными
Таким образом, по уровню экономического и социального развития Крым при Украине находился на уровне наиболее отсталых северокавказских республик, находящихся в составе России. Впрочем, это характерно для всей Украины. Сравним среднедушевой ВРП регионов Украины с другими странами за 2014-й год.
Хоть сколько-то приличные показатели лишь у Киева, в который поступают все налоги, собранные с остальных областей.
Таким образом, вернув себе Крым, Москва должна была приготовиться к большим тратам, что подтянуть его хотя бы до среднероссийского уровня
Федеральная целевая программа "Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года" предусматривает инвестиции на 708 млрд. рублей на период 2015-2020 для развития Крыма. 95% из них – средства федерального бюджета.
Как видно, большинство инвестиций будет направлено на капитальные вложения, т.е. затраты на новое строительство, на расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, проектно-изыскательские работы и другие затраты, а также затраты на жилищное и культурно-бытовое строительство. Нетрудно догадаться, что рос.руководство данной ФЦП фактически признала необходимость создания экономика Крыма заново, с чистого листа. А ведь процветающий регион был при СССР. Такова цена ‘’незалежности’’. Вызывает настороженность вкладка ‘’прочие нужды’’, которая непонятно что включает, но она составляет небольшую долю.
Конечно, по одному году еще рановато делать окончательные выводы, но факты привести стоит. И они неутешительны.
Бюджет Крыма и Севастополя вырос в несколько раз, но при этом уровень дотационности составил 73%. Крым превратился во вторую Чечню. Понятно, что переход к российским стандартам требует большого количества средств, но скачок уровня дотационности впечатляет. К сожалению, и в 2016-м году предполагается, что Крым все так же будет не в состоянии обеспечить себя.
Тем не менее, рвать волосы на голове пока рано. Возможно, к 2020-му году все будет сильно лучше.
Гораздо более важный неуспех – это то, что по социальному развитию Крым так до сих пор и плетется в хвосте российских регионов.
До воссоединения средняя зарплата в Крыму в переводе на рубли не превышала и 10 тысяч. По итогам 2015 года средняя зарплата в уже Крымском ФО составила 21 тысячу рублей. Рост впечатляющий. Но в тоже время цены увеличились на 82% и 65% в Крыму и Севастополе соответственно. Таким образом рост реальной зарплаты составил 16%. На самом деле, этот показатель неплох, но ‘’выравнивания’’ с остальным российскими регионами не произошло. И сегодня зарплата в Крыму составляет лишь 67% среднероссийской, притом, что цены уже вплотную приблизились к среднероссийскому уровню. К примеру стоимость набора прожиточного минимума в Крыму уже почти не отличается от среднероссийской (9 тысяч против 9.6 тысячи)
Из-за санкций фактически скончалась внешняя торговля Крыма (сокращение в 15-20 раз) Несмотря на большие средства, направленные на модернизацию и воспроизводство основных фондов износ остается запредельным, значительно более высоким чем среднероссийский уровень, который и так является запредельным (49%)
Степень износа основных фондов Крыма и Севастополя
Учитывая, что в 2013-м году износ фондов в целом по Украине составлял 70% , успехи ФЦП в модернизации экономики Крыма стоит признать весьма слабыми.
К сожалению, интегрального показателя уровня экономики Крыма, ВРП (валовой региональный продукт, аналог ВВП, но только рассчитывается для отдельных регионов страны) на сайте Крымстата еще нет, т.е. он попросту еще не рассчитан (даже для 2014 года), поэтому обзор реформ Крыма будет неполным. Тем не менее, и из этих данных видно, что Крым, несмотря на большое число вложенных из федерального бюджета средств, до сих пор остается неблагополучным в социально-экономическом плане регионом. Почему так случилось будет выяснено в следующей части.