Россия Общество Деформа образования

ЕГЭ. Сбывшийся кошмар российского образования

21 апреля 2016
Сейчас только ленивый не говорит о том, что российское образование с каждым годом все больше и больше деградирует. Говорят все, кроме тех, кто стоит за штурвалом. Они преспокойно делают вид, что ничего не происходит, хотя многие и учителя, и эксперты отмечают, что за последние несколько лет успеваемость наших школьников ухудшилась. Особенно красочно это было продемонстрировано летом 2015 года на международной математической олимпиаде.

Наши школьники всегда были фаворитами и собирали огромное количество золотых медалей. Наследники советской математической школы, русские ребята, вызывали трепет у всех иностранцев. И что?

56-я самая престижная в мире международная математическая олимпиада, которая проходила летом 2015-го, закончилась полным крахом для российской стороны. Наша команда по сумме медалей заняла 8-е место!!! Наши ребята не смогли завоевать ни одного золота!

Вот, давайте для справки, проследим, кто нас опередил?

Перу – 2 золотые медали, Северная и Южная Кореи – по три на каждую страну, Иран – три золотые медали. Золото досталось Украине, Сингапуру, Австралии. А вот Зимбабве – нет, эту страну мы пока обошли по успеваемости. Но такими темпами мы скоро и им будем смотреть в спину. Посмотрим, какие результаты принесет наступивший год.

Но этот крах, к сожалению, всего лишь результат планомерного уничтожения российского образования. И это случилось не сегодня. Мы аккуратно, по чуть-чуть, теряли позиции. Смотрите, 2007 – мы первые, 2008 – вторые, 2009 – третьи. Да, это еще не страшно. Но вот с 2011 года мы – четвертые. В 2015 – мы рухнули на восьмое. Именно рухнули, потому что иначе этот провал не назовешь.

А что самое нелепое в этой ситуации? А то, что, вероятно, эти страны штудирую НАШИ советские учебники, изучают НАШУ отечественную систему, которую заложил еще советский ученый математик Колмогоров. И в то время, когда весь мир восхищается нашим советским прошлым и изучает его, мы топим себя и будущее своих детей в ЕГЭшных тестах. И тут не виноваты ребята, которые отдали первые места США, Китаю и Корее, они всего лишь жертвы всей системы российского образования, которая своими реформами загоняет нас в Тартарары.

Хотя, может, не стоит унывать?

В 2015-м году российские школьники на удивление хорошо сдали Единый государственный экзамен. Министр образования господин Ливанов стал хлопать в ладоши, дескать, все у нас хорошо, ЕГЭ – прекрасная вещь, мол, видите, а вы не верили, что наши детки приспособятся и научатся щелкать тесты как орешки.

Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов тоже радовался, что

«практически во всех регионах есть позитивная динамика с результатами».

Но вот только таких «прекрасных» результатов мы добились, потому что в 2015 году был сильно снижены пороговые баллы ЕГЭ.

В 2015-м чиновники решили от греха подальше последовать опыту 2014 года, когда пришлось понижать «порог» уже сразу после сдачи экзаменов. Только вспомните, как СМИ пестрили заголовками, что школьники «провалили» ЕГЭ по русскому. Вдумайтесь! По русскому, родному, языку!

Тогда Роскомнадзору, который год спустя будет хвастаться «позитивной динамикой», в 2014 году пришлось стыдливо понижать порог на 12 баллов (!), чтобы школьники получили аттестат! Некоторые ученики просто не смогли преодолеть порог в 36 баллов…

Сколько именно человек не смогли справиться с экзаменационными заданиями, Роскомнадзор умолчал. Стыдно, наверное. Но в любом случае, этой цифры оказалось достаточно для того, чтобы в последний момент менять утвержденные еще весной «пороги», об которые споткнулись наши школьники.

С математикой, вторым обязательным предметом, без которого аттестат не получишь, тоже свои трудности. Математика, в принципе, всегда проигрывала русскому языку, и порог никогда не достигал выше 25 баллов, не считая последних двух лет (2014 и 2015 год – 27 баллов). И это с учетом того, что

в 2015 году математику поделили на базовый уровень (ее сдает тот, кому не понадобится математика для поступления) и профильный. Таким образом, решили спасти тех, кто в математике ничего не понимает, иначе опять же – останутся без аттестата. Задания – упрощены донельзя, а точнее: это уровень 5-6 класса.

Не верите? Тогда обратимся к хорошей статье «Школа без ЕГЭ: на пути к преодолению катастрофы» в журнале «Математика в школе», №5-6 за 2015 год, в которой приводятся примеры заданий, которых достаточно для того, чтобы получить аттестат:


«Каково реальное содержание, стоящие за этими баллами? По математике достаточно было дать правильные ответы на следующие три задачи:

1) Поезд выехал из Москвы в Санкт-Петербург в 23.30 и прибыл в конечный пункт в 7.30 следующих суток. Сколько часов поезд был в пути? (7 баллов);

2) Один сырок стоит 5 руб. 60 коп. Какое наибольшее число сырков можно купить на 20 руб.? (7 баллов);

3) По графику месячной температуры определить день, когда она была максимальной (6 баллов). 

Ну, для сельской местности сойдет. Посчитать стоимость сырков мы пока что в силах. Видимо, это как раз то, что требуется от обычного российского гражданина. Никакой «лишней» информации. Действительно, зачем нам графики, логарифмы и интегралы, когда покупаешь молоко или мыло?

Но вот только то, чем подобные «нововведения», да и само ЕГЭ может закончиться, уже было продемонстрировано летом в Таиланде на математической олимпиаде. Деградация.

Единственное, что пока успокаивает, это Международная физическая олимпиада для школьников, там мы пока занимаем лидирующие позиции. Но это только пока.  

И на фоне всех этих «реформ» особенно абсурдно звучит предложение господина министра культуры Мединского увеличить проходной балл до (только представьте) 60! баллов. Где фанфары?

И это с учетом того, что на протяжении нескольких лет, именно 60 баллов – это СРЕДНИЙ показатель по тому же русскому языку. По математике и того меньше – около 50. А это значит, что десятки тысяч школьников попросту останутся без аттестатов и соответственно не смогут поступить в вуз. Этого и добиваемся? Естественный отбор, так сказать.


Это не все. Министерство образования настолько сильно верит в наших учеников и учителей, что готовы внести к 2022 году один из самых сложных предметов в перечень обязательных – иностранный язык. Какие пороги введут для школьников пока, конечно же, неизвестно. Возможно, его поделят так же, как математику, но суть в том, что некоторые сдать родной язык не в состоянии, как же сдавать заморский? Но в министерстве уже решили, как: ввести с пятого класса второй иностранный. Проблема решена!

И несмотря на повсеместную ненависть к ЕГЭ, министерство образования в лице его главы господина Ливанова, которого из года в год хотят отправить восвояси, пытается с пеной у рта доказать, что ЕГЭ – это хорошо.

Что? Доверие? Вы верите в подобные результаты? Вряд ли. Вот посмотрите на реакцию людей, которых спросить-то и забыли:

Провал реформ образования и ЕГЭ в целом, конечно же, не значат, что в России не осталось умных, талантливых детей. Современному поколению еще повезло, что их учат преподаватели «советской закалки», идейные, добросовестно отвечающие за свою работу. Безусловно, только из-за них российское образование еще на плаву и не искоренено окончательно. Но что будет через 10-15 лет? Кто будет нас учить, лечить, кто будет строить? Есть профессии, где невежество просто непростительная роскошь. Или будем жить по принципу: «Ладно, и так сойдет»? Вероятно, это принцип решений в Минобре.

Комментариев пока нет

ЕГЭ - это: