До недавнего времени F-22 “Раптор" был гордостью американских военных. На него возлагали большие надежды и считали самым совершенным. Программа истребителя обошлась госбюджету США в 65 миллиардов долларов! Но, несмотря на это, Пентагон закупил почти 170 таких машин.
F-22 Раптор
В итоге одна из крупнейших промышленных корпораций США "Локхид Мартин" представила миру вот эту машину. Конструкторы утверждали: F-22 "Раптор" – самый маневренный и незаметный.. Ведь его покрыли особым антирадарным составом. Правда, почти сразу выяснилось, что этот состав стирается водой, маслом или топливом, то есть практически после каждого вылета машину нужно было заново перекрашивать! При этом стоимость такого покрытия совсем недешевая. То есть эксплуатация и без того самого дорогого самолета в мире дополнительно влетает в круглую копеечку!
Еще один удар по имиджу «Раптора» был нанесен в конце марта 2011 года. Тогда США почти втрое ограничили высоту полета F-22 – с 20 до 7,6 тысяч метров. Ограничение ввели сразу после катастрофы, которую один из самолетов потерпел на Аляске. Предположительно, у пилота отказала система генерации кислорода, которая включается на больших высотах, и он погиб от удушья. По некоторым данным, позднее этот недостаток устранили, но ограничение по высоте Пентагон так и не снял.
Кстати, корпус «Раптора» совершенно неустойчив к коррозии. Это выяснилось в 2009 году, когда 12 истребителей отправили на учения на остров Гуам.
Тогда дождливая погода оказалась немилосердной к боевым машинам. Из-за повышенной влажности электронные системы самолетов начали работать нестабильно, а система охлаждения бортового компьютера и вовсе отказывала. С тех самых пор F-22 в странах с влажным климатом просто не использовали. Возможно, что именно потому его не применяли в войне с Ливией.
Кроме того, по некоторым данным, новейший американский истребитель не может наносить удары по наземным объектам — его радар попросту не способен картографировать местность, из-за чего он не может самостоятельно выбирать цели. То есть информацию по наземным объектам ему должны загрузить еще на земле, иначе в воздухе он попросту не наведется на цель!
Из-за своей специфики «Раптор» способен держать связь только с двумя соседними самолетами в звене. Инженеры сознательно ограничили возможности его РЛС при создании, чтобы обеспечить еще большую малозаметность. Правда, сегодня эксперты сильно сомневаются в его «невидимости». Особенно для радаров, которые стоят на отечественном самолете 5 поколения ПАК ФА Т-50.
Нельзя говорить и об особенной маневренности американского истребителя — в ближнем бою он проигрывает почти всем российским самолетам предыдущего поколения.
Получается, что за баснословные деньги американцы получили самолет, который многие специалисты считают откровенно провальным, даже если исключить его многочисленные «детские болезни». И то, что до сих пор он не использовался в серьезных военных конфликтах, говорит само за себя.