Председатель комитета сената США по вооруженным силам Джон Маккейн резко раскритиковал программу разработки малозаметных истребителей-бомбардировщиков пятого поколения Lockheed Martin F-35.
"Показатели программы F-35 — это одновременно скандал и трагедия в том, что касается стоимости, сроков и качества работы. Разработка F-35 уже растянулась более чем на 15 лет. Стоимость более чем удвоилась по сравнению с первоначальными оценками", — заявил Маккейн на слушаниях в конгрессе.
Маккейн напомнил, что изначально планировалось построить более тысячи самолетов F-35 различных модификаций к 2016 году. В действительности построено лишь 179 машин, и это сказывается на боеспособности всех родов войск, заявил Маккейн. Бюджетные сокращения и высокая стоимость техники привели к тому, что самолеты будут поставляться в вооруженные силы до 2040 года, когда уже устареют, добавил сенатор.
"Есть проблемы с обслуживанием, тестовым программным обеспечением, нестабильностью радаров. Недостатки в работе сенсоров, топливной системы, структурные повреждения при испытаниях, недостатки в надежности двигателя, ограничения в системе спасения экипажа, которые вызвали ограничения на вес пилотов, и возможная уязвимость для кибератак"
Еще недавно информационный портал World Military Power писал о том, что у американского военного самолёта F-35 обнаружились серьёзные проблемы в топливных баках. Компания-производитель заявила, что модификация топливных баков нуждается в срочной доработке. Подробностей относительно того, какие именно проблемы в топливных баках выявили разработчики, не сообщалось. Зато сообщается, что Lockheed Martinпотребовала от Минобороны США выделения дополнительных средств в размере почти 29 миллионов долларов на устранение этих проблем.
Но это не единственная проблема F-35. Катапультируемые кресла для американских истребителей Lightning II вообще признали опасными для здоровья летчиков с небольшой массой тела. Кресла разработала британская компания Martin-Baker, которая, видимо, рассчитывала только на тяжеловесных пилотов. В итоге, Пентагон уже запретил летчикам с массой тела менее 61 килограмма летать на истребителях F-35. Это уже не первое ограничение. Новейший американский самолет не умеет вести маневровый ближний бой, не имеет пушки на борту, ему запрещены большие перегрузки — его планер попросту может развалиться. И все это — в угоду довольно сомнительной малозаметности.
Впервые F-35 Пентагон решил показать публике в марте 2014 в разгар кризиса на Украине. Премьера состоялась в рамках местечкового авиасалона Юма Эйр Шоу в Аризоне.
Новейший истребитель пятого поколения F-35 компания «Локхид Мартин» строит уже довольно давно. Он должен будет заменить самый массовый истребитель в американской армии - F-16. Всего на постройку новых истребителей потратят 400 миллиардов долларов.
Этот новейший самолет американские военные компании договорились строить не одни, а сообща – вместе с партнерами по НАТО. На F-35 подписались Великобритания, Италия, Нидерланды, Канада, Турция и другие. Однако заявленная цена машин постоянно растет. Так, например, изначально Италия собиралась потратить на разработку и покупку нового самолета 1 млрд долларов, а в 2012 выяснилось, что потрачено уже более двух с половиной. И не долларов, а евро! Министр обороны Италии даже заговорил было о выходе из проекта, но под давлением США пошел на компромисс — в связи с подорожанием Рим закупит 90 самолетов вместо 131...
Стоит ли таких денег американский истребитель — большой вопрос. После показательных полетов в Аризоне, военные эксперты заявили: F-35 не соответствует заявленному стандарту самолета пятого поколения.
Один из важнейших критериев такого самолета – малая заметность. А F-35 прекрасно видят радары как российские, так и китайские.
Несмотря на то, что F-35 признан не соотвествующим нужному качеству, его усовершенствование американцы собираются продолжать. Работы предстоит очень много. Придется дорабатывать, например, и тормозную систему, и стойку шасси. Ведь F-35-С — один из вариантов этого самолета, который должен вертикально садиться и вертикально взлетать — почему-то не умеет элементарного: безаварийно садиться на палубу авианосца, цепляясь за тросы аэрофинишера. С другими моделями этого истребителя проблем тоже не меньше.. Эксперты уверены: все это — из-за того, что американцы решили сделать универсальный самолет. Правда, в итоге, он вышел очень сырым и невероятно дорогим, а его боевая эффективность до сих пор под большим вопросом.