Решение о визите Меркель в Москву было принято под давлением сгущающихся над Германией и конкретно над канцлером и ее партией туч внешнеполитических и внутренних проблем, провести грань между которыми в условиях всеобщей взаимосвязанности, особенно в рамках единой Европы все сложнее.
Безусловно, задачей поездки является если не нормализация отношений с Россией, то хотя бы уточнение системы координат взаимодействия Берлина и Москвы для упорядочения и придания свежести восточной политике, не стремящейся в последние годы к идеалу. А цель, облегчить достижение которой путем решения обозначенной задачи, рассчитывает Меркель – выстоять перед валом проблем, растущих как грибы после дождя неопределенности и сомнений, разразившегося над Европой и видящей себя ее центром Германией.
Если попытаться свести к единому знаменателю все разнообразие тревожащих руководство Германии внешнеполитических вопросов и проблем, то его, знаменатель, можно определить как рост популярности на Западе праворадикальных и националистических сил и настроений (пусть и остающихся в рамках устоявшейся политической системе, как то имело место в Великобритании в случае с пресловутым Brexit). Явление это ведет к эрозии, если не к разывалу, ЕС, главного инструмента проецирования влияния и могущества ФРГ на континенте. Причем состоявшийся летом Brexit и предстоящие переговоры об официальном выходе Великобритании из ЕС являются лишь верхушкой айсберга. В конце концов, Лондон традиционно был главным фрондером всякой деятельности по построению Единой Европы, и потому выход его из ЕС имеет и некоторые положительные моменты.
А вот (похоже, что системный) кризис политической модели Франции, стоявшей у истоков европейской интеграции и в последние десятилетия бывшей надежным партнером Берлина во франко-германском тандеме, вызывает большую тревогу. На предстоящих в самое ближайшее время президентских выборах традиционные для французской политической системы умеренные левый (Б. Амон) и правый (Ф. Фийон) кандидаты практически не имеют шансов даже на выход во второй тур (который, кстати, пройдет через считанные дни после встречи Меркель с Путиным). Борьба за президентское кресло развернется между националисткой М. Ле Пен и совсем «несистемным», но все же (во втором туре – точно) представляющим ратующих за нынешние европейские ценности центристом Э. Макроном. Победа Ле Пен станет настоящим испытанием ЕС и франко-германского тандема на прочность. Но даже избрание Макрона, не имеющего надежной партийной платформы и постоянного электората, не приведет к успокоению внутриполитических страстей во Франции, а значит, все больше ответственности за европейские дела будет ложиться на плечи Берлина.
На восточном же направлении, помимо конфронтации с Россией и неурегулированного украинского кризиса, растет проблемный потенциал в новых восточноевропейских членах ЕС, в наибольшей мере пострадавших от экономического кризиса и экономико-институциональных диспропорций ЕС и все больше погружающихся в пучину евроскептицизма. Выбиваются из рабом европейской солидарности не только несущие потери от антироссийских санкций и соответственно настроенные на пересмотр отношении с восточным соседом страны вроде Венгрии, но «солидарная» в плане восточной политики Польша находит свои претензии Берлину и Брюсселю.
Обнажился и юго-восточный фланг Европы, десятилетиями прикрывавшийся стремившейся в евро-атлантические структуры Турцией. Сегодня Анкара сменила приоритеты с интеграции в западное сообщество на самостоятельный политический курс и укрепление своего лидерства в соседних регионах. Результатом такого разворота стало ухудшение отношений Турции с ЕС и Германией в частности. Это чревато не только потерей европейцами ценного союзника на Ближнем Востоке, в Черноморском регионе и Закавказье, но и обострением миграционного кризиса, пока что сдерживаемого и используемого в качестве шантажа турецкой стороной. Оно в случае, если Анкара перейдет от угроз к действию и откроет свои границы для беженцев, поставит под удар и европейское единство, и позиции Меркель в Германии, существенная часть населения которой недовольна миграционной политикой канцлера.
Другой полюс беспокойства находится за океаном. Приверженность президента США Д. Трампа к изоляционизму, подкрепляемая внутриполитической борьбой с американским истеблишментом, не оставляющей возможности уделить должное внимание внешней политике, ведет к снижению интереса Вашингтона к европейским делам. Недавний не слишком продуктивный визит Меркель в Вашингтон и заявление Трампа о необходимости «дорого платить» за американскую военную протекцию подтверждают тенденцию. А значит, во всяком случае, в ближайшей перспективе Германии предстоит самостоятельно обустраивать европейское пространство и отвечать на соответствующие вызовы.
Таким образом, оставаясь по сути единственным лидером дрожащего под натиском политических, экономических и миграционных трудностей Евросоюза, но не имея возможности рассчитывать на привычную поддержку заокеанского союзника, Германия, чтобы выдержать экзамен на лидерство, должна распутать этот проблемный узел. Но браться за все сразу без наведения порядка в отношениях с Россией, ключевой державой на континенте, Берлин не в состоянии.
Решение о визите не случайно принято за полгода до парламентских выборов в Германии, на которых немецкому избирателю предстоит принять решение о продлении кредита доверия канцлеру или перевернуть страницу одиннадцатилетнего правления Меркель. Нынешний ее срок сопряжен со многими испытаниями, в том числе с упоминавшимся миграционным кризисом, ростом праворадикальных настроений и евроскептицизма, которые имеют место и в Германии и небезуспешно аккумулируются набирающей популярность партией «Альтернатива для Германии». Кризис в отношениях с Россией и взаимные санкции вызывают недовольство бизнес-сообщества.
Эти противоречия соответствующим образом влияют на рейтинг канцлера и ее партии «Христианско-демократический союз» (ХДС). И если способность популистской «Альтернативы для Германии» составить реальную конкуренцию Меркель весьма дискуссионна, то набирающие популярность социал-демократы во главе с Мартином Шульцем таковую имеют. Тем более, последний намерен посетить Москву, руководствуясь, судя по всему, теме же самыми мотивами, что и Меркель.
В связи с предстоящей поездкой канцлера и ее конкурента в Москву на фоне всеобщей усталости от затянувшегося кризиса диалога России и Запада возникает соблазн ожидать скорого возвращения российско-германских отношений в прежнее прагматичное русло, урегулирования украинского кризиса, отмену санкций и проч.
Придется, однако, омрачить эти радостные ожидания некоторой долей скепсиса. Во-первых, противоречия Москвы и Берлина, уверенно входящего в роль европейского лидера, носят, скорее, системный характер столкновения двух центров силы, и причины украинского кризиса кроются не только в вопросах принадлежности Крыма и статуса регионов на востоке страны. Такие противоречия редко решаются без серьезных уступок той или иной стороны, предпосылок к которым пока не наблюдается. Но вместе с тем требуется выработка общих правил игры и обозначение красных линий, нарушение и пересечение которых приведет «партнеров» к крайне нежелательной для всех игре с нулевой суммой. Вероятно, этим и займутся лидеры России и Германии на майской встрече в Москве.
Во-вторых, слишком «продуктивный» итог московской встречи может быть воспринят как слабость немецкой дипломатии и самой А. Меркель «ястребино» настроенной частью европейских и немецких элит и населения, равно в той же степени, как в определенных кругах возникает возмущение в отношение излишне жесткой позиции в адрес Москвы. Потому оптимальным был бы нейтральный вариант, не предполагающий серьезных прорывов на практическом уровне, но посылающий позитивный сигнал о приверженности сторон к благоразумию и диалогу.
В-третьих, имеет место попытка создания демонстрационного эффекта о способности Берлина самостоятельно решать насущные проблемы для укрепления переговорных позиций Германии по другим проблемным трекам ее внешней политики.
Следует видеть и ждать от поездки в Москву преимущественно смысловую и символическую нагрузку и мотивы, направленные на укрепление позиций и подтверждения лидирующей роли ФРГ в ЕС, подготовку канцлера и ее партии к выборам, определение рамок отношений Москвы и Берлина в новой европейской реальности.