1) Во Франции самая большая в Европе мусульманская община. Число мусульман во Франции – от 5 до 8 млн по разным оценкам. При этом данная община не является традиционной частью государства, подобной российской, казахстанской и пр. Она вся импортирована в последние полвека.
2) Большая французских мусульман часть живёт компактно в пригородах Парижа, районах Марселя и других крупных городов, практически локализованная в гетто
3) Значительная часть этих полу-граждан – «французы» второго-третьего поколения, чьи родители прибыли работать в 1950-1970 годах в годы промышленного французского бума из французских же африканских колоний. Сами эти "полу-французы" зачастую безработные – в силу общей деиндустриализации общества в Европе просто не нужно столько промышленных рабочих. А какие-то «пост-индустриальные» должности они, как люди третьего сорта, претендовать не могут. Это семьи без капитала и без связей, это современные гетто. Для них по большей части отключены социальные лифты, они живут на пособия в 300 евро (то есть 20 тысяч рублей), получая ещё что-то около 160 евро на каждого ребёнка.
Что такое быть без капитала и без связей во Франции, где не то что политические должности - даже профессии вроде "специалиста по морскому праву" передаются по наследству - представить довольно просто. Понятно, что наиболее молодые "полу-французы" воруют, употребляют наркотики. Те, кто чего-то хочет добиться в жизни – не может сделать это обычным путём, как настоящие люди первого сорта.
Поэтому, конечно, для них остаётся один выход – противостояние обществу, выстраивание своей анти-системы. Иногда в форме ОПГ, иногда в форме массовых беспорядков, которые тоже можно считать "восстанием за деньги и бытовую технику". Частью этих проявлений были беспорядки 2005, 2013 года. И, конечно же, всё чаще и чаще сияющей анти-системой для полуарабов-полуфранцузов является радикальный исламизм.
При этом Францию даже не нужно изображать врагом ислама – там одной из составляющих национальной идеологии является лаицизм, то есть максимальное и полное отделение государства и общественной жизни от религии (вспомним запрет ношения платков и т.п.). В пятидесятые годы прошлого века против этого восставали католики, сейчас мусульмане. Всё это не могло не сделать французских мусульман податливой аудиторией для пропаганды ИГ. Напомним: ислам вообще - это не только абстрактная вера, но и жизненный уклад. А модернистские, изобретённые в последние века и десятилетия исламистскиее радикальные идеологии - считают как раз немыслимым исповедание религии без внедрения государственного уклада, который они считают наиболее близким к середине-концу седьмого века по Р.Х., то есть первого века после Хиджры.
То есть к идеалу. Отсюда борьба с древнейшими архитектурными культовыми сооружениями в Сирии, отсюда взрыв полуторатысячелетних статуй Будды в Афганистане, отсюда чеканка золотых динаров и картинные казни: Исламское Государство является своего рода воплотившейся мечтой "мусульманского ролевика-реконструктора". Аудитория ИГ, в том числе и "угнетённые пост-мусульмане" в Европе, воспринимают его пропаганду так же, как восприняли бы угнетённые пост-христиане Европы, угнетай их кто-нибудь, вооружённых автоматами и при этом аккуратно ходящих к мессе крестоносцев в плащах. Кстати, образ "крестоносцев, защитников веры" исподволь, но активно используется внутри вооружённых сил западных стран в "восточных миссиях":
Поэтому удивляться тому, что "говорившие по-французски без акцента" террористы взяли и перебили полторы сотни своих как бы соотечественников - совершенно не стоит. Франция давно была и остаётся страной усугубляющихся кастовых конфликтов. Сейчас - так сложилось - принявших квази-религиозную форму. Собственно, намёки на существование этой кастовой пропасти имеются даже в любимом сентиментальной российской аудиторией фильме "1+1", надо просто внимательно его смотреть.