Мир Политика А чего это вы там делаете, а?

Очередная провокация НАТО?

12 апреля 2019

Похоже в НАТО решаются на очередную провокацию в Черном море. Не зря Йенс Столтенберг угрожал новыми кораблями Североатлантического альянса в черноморском регионе. И заявлял, что альянс намерен обеспечить безопасность прохода кораблей Украины через Керченский пролив.

Такая деструктивная политика ультиматумов и санкций, используемая государствами - членами НАТО, - это путь в никуда, а их заверения о заинтересованности в деэскалации и предупреждении опасных военных инцидентов не подкрепляются реальными действиями по восстановлению нормальных рабочих контактов с Россией по военным вопросам.

"Прохождение украинских кораблей через Керченский пролив - это не вопрос соотношения сил или присутствия НАТО в Черноморском регионе, а исключительно проблема соблюдения украинской стороной установленных процедур, которые ей хорошо известны и успешно использовались ею до ноября 2018 года. Попытки Украины действовать в обход этих процедур несут в себе риски возникновения военного конфликта между Украиной и Российской Федерацией, в который может быть вовлечена и НАТО", - заявили в Совете Федерации.

Америке и самой есть что вспомнить. Видимо не зря Североатлантический альянс так задел инцидент в Черном море с украинскими кораблями. Себя вспомнили и захотели реванша за чужой счет?

12 февраля 1988 года два советских боевых корабля — сторожевой корабль СКР «Беззаветный» и «СКР-6» - дали «прикурить» ракетному крейсеру «Йорктаун» и эсминецу «Кэрон». И почему-то в США не любят вспоминать эту историю.

В то время как раз увеличилось количество провокационных действий со стороны США.

Полем для провокаций, кроме всего прочего, стал вопрос об определении границы территориальных вод, а именно: линии, от которой следует вести отсчёт 12-мильной зоны территориальных вод. В США утверждали, что отсчёт следует вести от каждой точки береговой линии. В Советском Союзе придерживались принципа так называемой «базисной линии»: например, при определении зоны территориальных вод в заливах расстояние до границы отсчитывались не от береговой черты, а от линии, соединяющей входные мысы заливов.

В начале февраля 1988 года стало известно о предстоящем заходе в Чёрное море крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» из состава 6-го флота США. У военных с ними были старые счеты. За два года до инцидента эти корабли уже входили в Черное море. И повели себя достаточно нагло. Политики тогда говорили о сближении США и СССР, а в это время американские военные изо всех сил старались показать, кто в доме новый хозяин. В первый раз они на несколько миль вторглись территориальные воды. Продемонстрировав флаг, американцы тогда гордо ушли, но осадочек остался.

В этот раз необходимо было встретить у Босфора «старых друзей». Американцы прошли территориальные воды Болгарии, затем территориальные воды Румынии, далее отвернули на восток, перешли в район 40-45 миль юго-юго-восточнее Севастополя и в течение двух суток находились там.

«Когда подошли ближе к нашим водам, мы их стали предупреждать: "Ваш курс ведет в советские территориальные воды! Измените курс", - вспоминает контр-адмирал Владимир Богдашин, командовавший тогда «Беззаветным». - Но слушать нас они и не думали. Все время отвечали: "Мы ничего не нарушаем". До определенной черты так и было.

«Йорктаун» и «Кэрон» вошли в территориальные воды СССР. Пограничный СКР «Измаил» поднял сигнал: «Вы нарушили границу территориальных вод СССР», а «Беззаветный», «СКР-6» и начали манёвр на сближение с американцами. «Беззаветный» догнал «Йорктаун», и некоторое время корабли шли параллельными курсами практически вплотную друг к другу.

«Беззаветный» пошел на пошел на стремительное сближение с крейсером, ведь обстоятельства требовали самых решительных действий. Якорь «Беззаветного» одной лапой разорвал обшивку борта крейсера, а другой сделал пробоину в носовой части борта своего корабля. В то же время «СКР-6» прошел по касательной вдоль левого борта эсминца «Кэрон», срубил ему леера, порвал обшивку борта и разбил шлюпку.

После удара «Беззаветный» и «Йорктаун» развернуло в противоположные друг от друга стороны, но оба командира приказали вернуть корабли на прежний курс, а «Беззаветный» к тому же ещё и увеличил скорость, что привело к ещё одному навалу.

Во время второго удара высокий форштевень (это выпуклая выступающая часть на носу ниже ватерлинии), «Беззаветного» влез на вертолётную палубу «Йорктауна» и с креном на левый борт стал сползать в сторону крейсерского юта. При этом сторожевик снёс леерное ограждение крейсера, разломал его командирский катер и пусковую установку ПКР «Гарпун». В результате столкновения на «Йорктауне» начался пожар.

Вместо того. чтобы одуматься и выйти из территориальных вод эсминец «Кэрон» пошёл на сближение с «Беззаветным», и оба американских корабля на сходящихся курсах стали как бы сжимать в клещи оказавшийся между ними сторожевик. Американцы даже вертолет выкатили на площадку.

Одуматься иностранцам помогли два вертолета Ми-24, зависшие над американскими судами. «Гости» намек оценили правильно: свой вертолет загнали обратно, быстро выскочили в нейтральные воды и легли в дрейф. Больше желания заходить в чужие территориальные воды у них не наблюдалось.

После случившегося «Йорктаун» несколько месяцев стоял в ремонте.

Правда американские «историки» переписали все то, что происходило на свой лад. Целью их акции была «демонстрация не провокационного использования права свободного прохода». По указанию советского командования, СКР-6 совершил навал на «Кэрон», и через три минуты «Беззаветный» совершил навал на «Йорктаун». Однако американские корабли всё равно продолжали следовать своим курсом и завершили проход через советские территориальные воды.

Конечно, лучше придумать историю и заставить в нее поверить людей. Ведь правду не то что говорить, а даже вспоминать неприятно.

Но сегодня, похоже, Америку одолел склероз, и она забыла об этом инциденте, считая себя, как часть НАТО, полной хозяйкой в Черном море.

Но ведь такое можно и повторить. 

Комментариев пока нет