Продолжаем анализ ''успехов'' Медведева.
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА.
Крупным успехом президенства Медведева можно считать то, что даже во время кризиса реальные денежные доходы населения росли
Даже в 2009-м году они повысились на 3% (хотя был провальный 1-й квартал, но ситуацию удалось выправить), и дальше по годам: 2010- 6%, 2011- 0.5%, 2012 – 4.6%
С другой стороны, именно при Медведеве началось форсирование перехода систем медицины и образование с бюджетной на платную. Я уже анализировал эту тенденцию на основе системы образованию, кратко повторю основное
8 мая 2010 года в России президентом был подписан Федеральный закон № 83«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» Критики закона утверждают, что он провозглашает образование платным. Так ли это? Проанализируем этот закон.
Каковы же основные составляющие закона. Они таковы:
1) Переход от сметного финансирования на субсидии в рамках выполнения государственного задания
2) Бюджетные учреждения получают право заниматься коммерческой деятельностью и распоряжаться полученным доходом самостоятельно
3) Устранение субсидиарной ответственности государства по обязательствам бюджетных учреждений
4) Расширение прав бюджетных учреждений по распоряжению любым закрепленным за учреждением движимым имуществом, за исключением особо ценного движимого имущества, перечень которого устанавливает орган публичной власти — учредитель соответствующего учреждения.
Резюмируя, можно сделать вывод, что новое законодательство, касающиеся государственных бюджетных учреждений (включая образовательные), привело к
1) Значительному сокращению их финансирования
2) Поставило большинство школ в тяжелое финансовое положение
3) Отпустило их в ‘’свободное плавание’’ По сути государство освободило себя от всякой ответственности за их дальнейшую судьбу
4) Привело к росту платных услуг (По мнению заместителя председателя комитета по образованию Госдумы Олега Смолина: действительно, не стоит утверждать, что новый закон увеличивает долю платного образования. Он просто создает для этого увеличения все условия.)
5) Ликвидации значительно количества школ, особенно в сельской местности (впрочем, школы усиленно закрывались и до этого, просто закон упростил эту практику до крайности)
В принципе, тоже самое относится к медицинским учреждениям. В завершение приведу красноречивые графики
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА
Главным внешнеполитическим испытанием, выпавшим на долю президентства Медведева, стала августовская война в Южной Осетии (2008)
Стоит напомнить, с чего начался весь сыр-бор. С конца 80-х в СССР начались центробежные тенденции из-за ‘’возрождения национального самосознания’’ малых и не очень народов. Не избежала этого и Грузинская республика. Но отношение к самоопределению там, как и везде было двойственным. Признавая необходимость грузин стать независимыми, Тбилиси вместе с тем отказывало в самоопределении осетинам и абхазам, которые, грубо говоря, в гробу видели грузинское государство. Вместо попытки договориться, ‘’выбор народа’’, тогдашний грузинский президент Гамсахурдиа организовал военную интервенцию в непокорные автономии. По уверениям многих источников, вторжение повлекло за собой многочисленные военные преступления. Так или иначе, но по своей глупости Грузия потеряла Абхазию и Южную Осетию, впрочем, не оставляя попыток их вернуть.
Сотрудничество с НАТО и перевооружение внушило еще одному ‘’национальному лидеру’’ Cаакашвили уверенность в победе. Вторжение 7 августа, которое привело к гибели порядка 200 гражданских и российских миротворцев, было отражено, а впоследствии, грузинская армия была фактически разгромлена. Южная Осетия и Абхазия объявили о своей независимости. Казалось бы, победа?
А не совсем так. Принятый 12 августа 2008 года план урегулирования конфликта, названный в прессе ‘’план Медведева-Саркози’’, если в него внимательно вчитаться, знаменует собой, в лучшем случае, пиррову победу России. Напомним этот план
1. Отказ от использования силы.
2. Окончательное прекращение всех военных действий.
3. Свободный доступ к гуманитарной помощи.
4. Возвращение Вооружённых сил Грузии в места их постоянной дислокации.
5. Вывод Вооружённых сил РФ на линию, предшествующую началу боевых действий.
6. Начало международного обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.
По сути этот план закрепляет ‘’статус-кво’’, бывший еще до начала войны. Между прочим, накануне этого плана российские войска находились в 70 км от Тбилиси. Возможность поставить на трон своего ‘’сукина сына’’ была бездарно упущена. Россия, потеряв 70 человеческих жизней, не приобрела ничего вообще. Угроза грузинского вторжения в будущем, как и ликвидация агрессивного соседа, обеспечены не были, нужного Москве международного статуса ЮО и Абхазия не получили (пообещали ‘’обсуждение вопроса’’), более того, не удалось даже выбить у Грузии, как у агрессора, репараций, в результате РФ пришлось выделять на восстановление непризнанных республик миллиард долларов (при этом значительную часть средств разворовали), т.е РФ понесла одни экономические убытки. Грузия же получила гарантии своей территориальной неприкосновенности (кроме ЮО и Абхазии) со стороны Запада, получая еще возможность в будущем, вернуть ‘’украденное’’. Москва не добилась даже смещения русофоба-президента на более адекватную фигуру, пусть и прозападную – ждать пришлось еще несколько лет. Кроме того, во время войны вскрылось нелицеприятное состояние наших ВС – чего только стоили приказы, отдаваемые по мобильным телефонам! Впрочем, кукольной армии Грузии хватило и этого.
Учитывая, что этот план был принят на волне антирусской истерии Запада, обвиняющего ‘’evil russians’’ в агрессии против ‘’молодой демократии’’, его можно считать полной победой западной дипломатии – попытки ‘’агрессора’’ уничтожить, подчинить себе маленькую республику на пути ‘’возрождения СССР’’ были остановлены.
Впрочем, в 2009-м году комиссия ЕС признала, что первой напала-таки Грузия, впрочем из-за ‘’провокаций’’ России. Кроме того, действия России, кроме самообороны миротворцев были признаны ‘’нарушающими нормы международного права’’, т.е. дальнейшие действия России Западом не признаны, как и их последствия в виде ‘’независимости’’ ЮО и Абхазия.
Так что ‘’грузинская проблема’’ отнюдь не решена, рецидивы обязательно повторятся.
Однако настоящая внешнеполитическая инициатива, которая вызвала, прямо скажем, истерику в ‘’патриотических кругах’’ и вызвала недовольства Путина (тогда еще премьера) – это сдача Ливии.
Т.н. ‘’арабская весна’’, чьи причины состояли в недовольстве значительной частью населения арабских стран своими коррумпированными, недемократическими правительствами, а по другим, более прозаическим, арабская весна – просто операция американских спецслужб (судя по всему, в реальности, имели место две причины, хотя ситуация в каждой из стран во многом отличалась) , дошла и до Ливии.
Именно Москва в марте 2011 г. решала судьбу успешно развивавшейся силовой операции вооруженных сил Каддафи по подавлению революции. На тот момент сторонники Каддафи, пользуясь полным доминированием в воздухе, вышли к мятежному Бенгази и готовились к штурму и дальнейшей зачистке города. В то же время страны Запада при поддержке большинства арабских режимов вынесли на голосование в Совет Безопасности ООН проект резолюции 1973, санкционировавший введение бесполетной зоны. По сути, подразумевалось начало пусть и ограниченной, но силовой международной операции против ливийских властей хотя бы для подавления их авиации и ПВО. Именно РФ, имея право вето в Совбезе, фактически дала карт-бланш Западу по уничтожению неугодного Каддафи, воздержавшись при голосовании по принятию резолюции.
Кроме того, РФ сразу приняла ливийских ‘’повстанцев’’, фактически предав своего старого союзника. Видимо, полагали, что ‘’повстанцы’’ с пониманием отнесутся к российской поддержке. Зря ожидали – российские нефтяные компании были вышиблены с ливийского рынка одна Татнефть потеряла 100 млн. долларов. Но убытками нефтегазовой отрасли дело не ограничивается, так гендиректор "Рособоронэкспорта" Анатолий Исайкин во время проведения авиасалона МАКС-2011 заявил о том, что антиливийские санкции ООН стали причиной потери Россией около 4 млрд долларов, кроме того были заморожены многие российско-ливийские проектов на поставки техники. Впрочем, повстанцы обещали не расторгать контракты с РЖД ( РЖД с 2008 года имеет действующий контракт с Ливией на строительство скоростной железнодорожной линии Сирт – Бенгази, общая длинна которого составляет 550 километров), но после ‘’нормализации’’ положения в стране. Увы, ‘’нормализации’’ и на 2016-й год не видно. Не говоря уже о мерзкой истории, когда двух наших граждан посольство выдало ливийским бандитам.
Кроме того, ‘’кидок’’ Ливии, безусловно, нанес сильный моральный удар другому давнему союзнику РФ на Ближнем Востоке – Сирии.
Успехом считается заключение ‘’Харьковских соглашений’’, которые закрепили цену на газ для Украины и урегулировали вопрос о пребывании Черноморского флота в Крыму. На мой взгляд, еще один пример ‘’пирровой победы’’ – цену на газ для Украины снизили на 30%, а арендная плата за пребывание Черноморского флота в Крыму увеличилась. Стоит отметить еще, что при Медведеве ко власти на Украине пришел ‘’пророссийский’’ Янукович. Впрочем, его ‘’пророссийскость’’, как показали дальнейшие события, зело преувеличена.
Что еще из ‘’успехов’’ внешней политики? ‘’Перезагрузка’’ отношений с США? Последующие года убедительно доказали (в очередной раз), что различные ‘’перезагрузки’’ и ‘’нормализации’’ с США не стоят и выеденного яйца. Кроме того, экономическое сотрудничество с США явно не стоит тех уступок, которые обычно идут во время ‘’перезагрузок’’.
БОРЬБА С КОРРУПЦИЕЙ И ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ.
В своем первом выступлении перед Федеральным собранием Медведев отметил разлагающую роль коррупции на гос аппарат, ее препятствие нормальному функционированию экономику. Вывод – необходимость решительной борьбы с этим явлением. Стандартные бюрократические речи.
Для начала разберемся с понятием ‘’коррупция’’. Коррупция – это термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав, а также связанных с этим официальным статусом авторитета, возможностей, связей в целях личной выгоды, противоречащее законодательству и моральным установкам. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность. Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли, связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Из этого определения становится понятно, чем опасна коррупция – пораженный ею управленческий аппарат работает на себя, свое обогащение (вернее даже на обогащение членов аппарата), игнорируя интересы общества, что приводит к большим экономическим и социальным издержкам.
Теперь посмотрим, что сделал Медведев в борьбе с этим злом. "РИА Новости" сообщает
Уже через две недели после инаугурации глава государства подписал указ о создании совета при президенте РФ по противодействию коррупции. В июле того же года он подписал антикоррупционный план, рассчитанный на несколько лет, а позднее парламент принял президентский пакет законопроектов, направленный на выполнение этого плана
Кроме того, Медведев обязал чиновников и членов их семей предоставлять сведения о доходах и расходах. Это требование касалось и руководителей госкорпораций. 2011 году в статью 291 УК РФ были внесены изменения, радикально повысившие наказание за дачу взятки. Насколько помогли эти меры? Воспользуемся некоторыми данными. Во-первых, рейтинг восприятия коррупции Transparency International
Как видно, некоторое улучшение индекса в 2011-м году, но коррупция все равно была выше, чем при раннем Путине (что довольно интересно) В 2012-м методика была изменена – теперь индекс рассчитывается по стобалльной системе. РФ в 2012-2015 годы стагнировала со своими 27-28 баллами. Таким образом, борьба Медведева с коррупцией на коррупцию особо не повлияла. Впрочем, учитывая критику индекса Transparency, стоит привести и другие данные.
Согласно исследованию британской аудиторской компании Ernst & Young, проведенному весной 2012 года, за 2011 год коррупционные риски в России значительно снизились и по многим параметрам стали ниже среднемирового уровня. В исследовании Ernst & Young приняли участие свыше 1500 топ-менеджеров крупнейших компаний из 43 стран мира. Так, если в 2011 году 39 % опрошенных в России менеджеров заявляли о необходимости давать взятки наличными для защиты бизнеса или достижения корпоративных выгод, то в 2012 году таких стало 16 %.
Видно противоречие. Как же оценить тогда успехи в борьбе с коррупцией? Только числом коррупционных скандалов. В первой части сего скромного обзора деятельности Медведева уже писалось о разворовывании денег в Сколково и Роснано, которые по факту оказались профанацией ‘’русской Силиконовой долины’’, но есть смысл напомнить еще несколько дел.
В конце октября 2012 года в прессе и в электронных СМИ России появилась информация о крупном коррупционном скандале вокруг ОАО ‘’Оборонсервис’’, сотрудников которого правоохранительные органы уличили в махинациях при реализации непрофильных военных активов. Предварительный ущерб, нанесённый государству, от продажи только восьми объектов недвижимости составил более 3 млрд руб. Ряд фигурантов дела, как выяснилось в ходе расследования, давно знакомы с Сердюковым и поддерживали с министром обороны весьма близкие отношения.Дело «Оборонсервиса» объединяет 9 эпизодов.
Что характерно, этому человеку (Сердюкову) доверили реформу вооруженных сил! Апофеозом российского правосудия (вернее отсутствие такого) стала Васильева.
Дело ГЛОНАСС. Руководство ‘’Российских космических систем’’было поймано в 2012-м году на разворовывании более 6,5 млрд рублей (около 205 млн долларов), выделенных на развитие ГЛОНАСС - аналога американской навигационной системы GPS.
Кроме того было разворовано более миллиарда рублей на строительстве космодрома ‘’Восточный’’
Неудивительно, что процент аварийных запусков год от года растет.
Что касается ‘’либерализации режима’’ то стоит отметить только возврат прямых выборов глав регионов, которые были отменены в 2004 году плюс упрощение порядка регистраций политических партий. В целом же ожидание ‘’либеральной оппозиции’’ на ‘’большую свободу’’ не оправдалось. Стоит отметить, что Медведев близок по взглядам с Путиным:
Президент РФ Дмитрий Медведев подтвердил, что придерживается близких взглядов по широкому кругу проблем с премьер-министром РФ Владимиром Путиным, и объяснил это одинаковым образованием и схожим жизненным опытом.
ДАГЕСТАНСКИЕ КЛАНЫ МЕДВЕДЕВА
Выше уже говорилось о многочисленных коррупционных скандалах, вылезших на свет во время правления Медведева, что ставило под сомнение декларируемую борьбу с коррупцией. Но есть еще одно скандальное дело, нити которого вели прямо наверх, к Медведеву, но которое, удивительное дело, было потом замято. Речь идет о реконструкции Большого театра, которую с помпой рекламировали где только можно. Обвал декораций в первый день(!) работы ‘’реконструированного’’ Большого и откровения ведущего танцора театра Н.Цискаридзе, поведовавшего о том, что театр стал просто опасен для зрителей и артистов, заставило Счетную палату провести проверку. Выяснилось, что первоначальная смета реконструкции была превышена в пару десятков раз – к примеру, на проектирование ушло вместо изначально предполагавшихся 98 млн. рублей 1.6 млрд. – в 16 раз больше! Только за 2008-2009 стоимость реконструкции было необоснованно завышена на 944 млн. рублей. Кроме того сроки реконструкции были превышены в 2 раза – с 3-х лет до 6. Всего же на ‘’реконструкцию’’ Большого угрохали порядка миллиарда долларов - в 3-5 раз выше, чем тратилось на реконструкцию схожих театров в европейских странах.
Однако расследование интересно даже не этим, а тем, кто реконструировал Большой. Это ЗАО ‘’СУИПроект’’, чей гендиректор председатель совета директоров корпорации ‘’Сумма Капитал’’ и член попечительского совета Большого театра Зиявудин Магомедов тесно связан с ближайшим окружением Медведева. Представлял интересы Магомедова известный журналист и пиарщик Александр Будберг, жена которого Наталья Тимакова приходилась Дмитрию Медведеву пресс-секретарём и доверенным лицом, влияющим на принятие ключевых кремлевских решений. Кроме того, Будберг и входил в правление Института современного развития главного ‘’мозгового центра’’ при Медведеве, который лично возглавил попечительский совет ИНСОР. Объединял же их всех А.Дворкович, помощник президента. Дворкович, имея влияние в Транснефти (до 2008 года он заседал там в совете директоров), пролоббировал в пользу своего ‘’протеже’’ Магомедова покупку оффшора Kadina Ltd, который владел 50,1 % акций ОАО ‘’Новороссийский морской торговый порт’’ Кроме того, корпорация ушлого дагестанца от той же Транснефти получил подряд на строительство нефтеперекачивающей станции № 8 и 514 километров трубопроводной системы ‘’Восточная Сибирь – Тихий океан’’ (ВСТО). Общая стоимость контрактов оценивается примерно в 44,8 миллиардов рублей, что кстати почти на 5 млрд. больше, чем та стоимость строительства, что предлагала компания путинского ставленника Ротенберга ‘’Трансстроймеханизация’’. Т.е. здесь команда Медведева явным образом частично оттяпала часть кормушки у команды Путина.
Впрочем, Медведев опирался не только на поддержку клана Магомедовых. К примеру, семейство Юсуфовых, о близости которых к Дмитрию Медведеву сообщил лужковский банкир Андрей Бородин. Их компания ‘’Основа телеком’’ без конкурса получила от военного ведомства частоты 2.3-2.4 ГГц для создания новейших систем связи 4G. Затем молодая компания в присутствии президента Медведева провела пышную презентацию новейших систем связи в подмосковной Кубинке.
В завершение цикла добавим немного ''юмора''
САМЫЕ ГЛУПЫЕ ИНИЦИАТИВЫ МЕДВЕДЕВА
Награждение Михаила Горбачёва орденом Андрея Первозванного (высший орден РФ)
Из статута ордена
Орденом Святого апостола Андрея Первозванного награждаются выдающиеся государственные и общественные деятели и другие граждане Российской Федерации за исключительные заслуги, способствующие процветанию, величию и славе России.
Видимо, развал СССР и гибель миллионов человек (только в РФ число умерших превысило число родившихся за последние 20 лет на 13 миллионов человек) способствовали процветанию, величию и славе России.
Переименование милиции в полицию
Имело смысл только в том случае, когда за вывеской изменялось бы и содержание. Иначе не стоило и начинать. Когда после успешной ‘’переаттестации’’ новых полицейских вскоре валом пошли скандалы о пытках задержанных в отделениях, стало окончательно ясно, что сие переименование - характерный пример т.н ‘’ИБД’’ (иллюзии бурной деятельности) Кроме того, слова ‘’полиция’’ и ‘’полицейский’’ у значительной части народа вызывают резко отрицательные ассоциации с фашистскими пособниками-полицаями
Еще один пример ИБД - отмена зимнего времени и сокращение часовых поясов.
Смысла в этом никакого, также как и в судорожных попытках замены стандартных лампочек ‘’энергосберегательными’’. То, что не везде использование этих ламп имеет смысл, как и то, что налаживание производства этих ламп российскими предприятиями так и не было произведено, не учитывалось.
Десталинизация.
Апофеозом этого действа стал документ Совета по правам человека при президенте РФ "Предложения об учреждении общенациональной государственно-общественной программы "Об увековечении памяти жертв тоталитарного режима и о национальном примирении".
Выдержки:
Цели программы: Первая и главная - модернизация сознания российского общества через признание трагедии народа времен тоталитарного режима. Содействие созданию в обществе чувства ответственности за себя, за страну. При этом - с главным акцентом не на обвинении тех из наших предков, кто творил геноцид, разрушение веры и морали, а на почтении и увековечении памяти жертв режима. Окончание гражданской войны, развязанной в 1917 г....вся Европа была жертвой, вся Европа виновна в трагедиях ХХ века - в двух мировых войнах, в двух тоталитаризмах, в тяжелейшем, не преодоленном до конца расколе...Издание Указа или Закона, предусматривающего создание во всех крупных городах и крупных населенных пунктах (по крайней мере, до уровня райцентров) памятников жертвам репрессий; содействие через СМИ и иные каналы созданию массового поискового движения, которое выявляло бы имена жертв
Не говоря уже о вбивании клина в народные настроения, сей документ по факту привел бы к делегитимизация итогов Великой отечественной войны, что приведет к обострению территориальных претензий к России со стороны сопредельных стран. Прежде всего, Японии, Эстонии и Латвии, а также поставит под вопрос нынешние границы целого ряда Восточноевропейских государств.
ЧТО ЖЕ В ОСТАТКЕ?
А в остатке много пышных речей ''за все хорошее, против всего плохого'', но в реальных действиях - зияющая пустота. В оправдание Медведева стоит отметить, что не с него Россия топчется на месте, но не это не отменяет того факта, что Медведев, казавшийся ''просвещенным западником'', на деле оказался типичным русским бюрократом. Впрочем, еще вопрос, что хуже - западники (вспоминаем ельцинских ''реформаторов'') или сторонники загнивающей стабильности. Так или иначе, но Россия снова находится на перепутье. Будем надеяться, что история даст нам шанс выбраться из исторического тупика без масштабных кровопролитий.