Республиканская и демократическая фракции конгресса США живут недружно, но соответствующая резолюция была принята 364 голосами против всего 58. В свете этого велика вероятность, что аналогичный законопроект теперь будет одобрен и американским сенатом.
Конгресс обнародовал незасекреченный вариант законопроекта, насчитывающий 67 страниц.
Среди прочего, он требует, чтобы президент Барак Обама в письменном виде изложил конгрессу свою стратегию борьбы с экстремистской группировкой "Исламское государство", и чтобы разведорганы регулярно извещали законодателей о числе иностранных боевиков, прибывающих в Сирию и Ирак и покидающих эти страны. В документе также содержится требование к директору национальной разведки изучить вопрос о том, как оценить ущерб, наносимый Америке кибератаками, и как установить виновников.
Директор разведки обязывается представить конгрессу доклад о том, сколько денег получает Иран в результате отмены международных санкций и на что он расходует эти средства, в частности, сколько тратит на поддержку террористической деятельности или правительства Сирии.
Законопроект подтверждает нежелание конгресса мириться с возможным переводом в США пленных экстремистов, содержащихся в спецтюрьме на военной базе в Гуантанамо.
Президент Обама, давно пытающийся закрыть тюрьму на Кубе, периодически отправляет небольшие группы заключенных в страны, которые соглашаются их принять.
Конгресс опасается, что Белый дом собирается перевести оставшихся экстремистов на американскую территорию, и включил в законопроект запрет на использование для этой цели государственных средств.
Раздел законопроекта, касающийся России, начинается с пункта о российских мобильно-модульных ракетных комплексах Club-K.
Они размещаются в стандартных морских контейнерах и предназначены для поражения крылатыми ракетами надводных и наземных целей.
Конгресс поручает директору разведки представить ему письменный отчет об оснащении вооруженных сил России комплексами Club-K и об их поставке другим странам или негосударственным субъектам, а также о соответствующих планах.
Во-вторых, не позднее чем через 180 дней после вступления закона в силу директор разведки должен будет представить ряду комитетов конгресса имеющиеся у него разведданные о финансировании российскими спецслужбами политических партий и неправительственных организаций в бывших советских республиках и европейских странах, начиная с 1 января 2006 года.
Соответствующий отчет должен включать сведения о том, в каких странах и какие организации финансировались, какой из российских спецслужб, и какую цель она преследовала.
Среди возможных целей такой деятельности конгресс упоминает а) подрыв политических устоев страны, б) саботирование системы ПРО США и НАТО и в) срыв энергетических проектов, которые могут представлять альтернативу российским энергоносителям.
Наконец, директору разведки предписывается в тот же срок представить конгрессу отчет, который должен включать список "российских политиков, предпринимателей, диссидентов, журналистов, нынешних и бывших правительственных чиновников, глав иностранных государств, иностранных журналистов, членов НПО и прочих лиц, убитых, по мнению разведорганов, российскими спецслужбами или их агентами в период с 1 января 2000 года".
Разведорганы США должны будут представить конгрессу данные о том, в какой стране имело место убийство каждого из этих лиц и какими методами оно было осуществлено.
За указанный период сотрудники российских спецслужб официально обвинялись в убийстве за границей всего один раз. В 2004 году в Катаре за убийство Зелимхана Яндарбиева, одного из руководителей чеченских сепаратистов, были осуждены россияне Анатолий Беляшков и Василий Покшев, которых местные власти называли сотрудниками ГРУ.
Зелимхан Яндарбиев
Как было заявлено весной 2015 года на открытых слушаниях в Лондоне, британские власти подозревают россиян Андрея Лугового и Дмитрия Ковтуна в убийстве бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, отравленного в Лондоне полонием, но официальные обвинения российским спецслужбам в этом преступлении они не предъявляют.
Точно так же власти стран Запада официально не обвиняют российские спецслужбы в причастности к гибели Бориса Немцова, Анны Политковской, Натальи Эстемировой и других оппозиционных политиков и журналистов, а обычно сетуют лишь на недостатки в работе судов и следственных органов России.