По сложившейся практике основным критерием выбора поставщика питания (победителя тендера) является заявленная им на торги стоимость услуг. И это некорректно, поскольку при таком положении дел компании нередко злоупотребляют демпингом. Небольшие компании в этом случае вообще остаются не у дел. В связи с этим депутаты ЗакСа республики Карелия предложили изменить правила госзакупок.
Существующая система торгов не отсеивает недобросовестных поставщиков на этапе конкурса, поскольку главным критерием отбора выступает стоимость контракта (60%), а не качественные показатели (40%). Выиграв тендер при помощи демпинга, впоследствии компании вынуждены исполнять обязательства по контракту за меньшие деньги. Разумеется, такая экономия идет в ущерб качеству и приводит к образованию картелей.
Питерский рынок соцпитания признан ФАС одним из лидеров по количеству картельных сговоров. За пять лет антимонопольщики выявили почти десяток картелей.
Для примера можно привести ситуацию в Колпинском районе. Тендер выиграла компания «Артис-Детское питание» благодаря колоссальному демпингу. Комбинат снизил НМЦК более чем в 2,5 раза – с 27,6 млн рублей до 10,7 млн рублей. Как итог, ближайшие 2 года учащиеся колпинских школ будут есть какую-то баланду, поскольку поставщик будет экономить на качестве продуктов.
Важная деталь: компания «Артис-Детское питание» значительно уступала предприятию ООО «ТД «Ленинградский» по нецелевому критерию, и в частности — в «деловой репутации». Но тендер все равно выиграл первый поставщик.
Вот поэтому и нужно увеличить удельный вес нестоимостных критериев оценки. С большой долей вероятности карельский опыт поддержат все регионы РФ.