Многие ли из нас знают, что - то количество нештатных ситуаций, которые выпали на долю первого космонавта - шанса на возвращение его на Землю живым, оставляли немного. Боле того, понимая, что риск слишком велик, и за успех первого пилотируемого космического полета поручиться трудно, заранее было заготовлено два заявления ТАСС. Первое - об успешном приземлении Гагарина - его слышал весь мир. А вот второе не слышал никто. Потому что из него советский народ и все прогрессивное человечество должно было узнать о трагической гибели космонавта. Оно было записано на случай катастрофы, и до сих пор хранится в спец-архиве.
12 апреля 1961 года все радиостанции Советского Союза голосом Юрия Левитана объявили о старте ракеты Восток один с космодрома Байконур, который в то время ещё назывался полигоном. А вот так на известие о первом полёте человека в космос, человека, который к тому же был гражданином СССР, отреагировали наши сограждане. Люди самых разных возрастов как дети взбирались на парапеты с восторженными криками, другие играли на музыкальных инструментах прямо на главной площади Москвы. Это ликование было сравнимо разве что с тем, которое наша страна испытала с известием о победе в Великой Отечественной Войне.
Но в эти минуты никто не хотел думать, что полет может закончиться трагически. Или что первый космонавт может никогда не вернуться назад… Только недавно из рассекреченных документов стало известно, что за час до запуска космического корабля «Восток» техники обнаружили неисправность - после закрытия входного люка корабля на пульте оператора не сработал индикатор, который должен был подтвердить герметичность корабля. Неисправность устраняет слесарь-монтажник. Причём в 8 утра – то есть, почти перед самым стартом.
Но до другой неисправности – а именно проблем с костюмом самого Гагарина дело так и не дошло. Как выяснялось всего за 4 дня до старта корабля Восток, даже в случае успешного полёта, само приземление первого в мире космонавта могло окончиться его гибелью. Ведь последние испытания скафандра Гагарина, которые проводились 8 апреля 1961 года в Крыму, на морском испытательном полигоне Чауза, едва не закончились гибелью испытателя – парашютиста Петра Долгова.
При посадке на воду парашют не отделился от скафандра и с огромной скоростью понёс Долгова по волнам, едва не переламывая испытателю кости. И если бы не подоспевший специальный торпедный катер, Долгов мог просто утонуть, или погибнуть от ударов о гребни волн. А значит, для Гагарина, облачённого в тот же скафандр с тем же парашютом и теми же несовершенными средствами его отстыковки при приводнении, которое могло произойти в любом водоёме Советского Союза, и где помощи скорее всего было ждать не откуда, приземление грозило гибелью. Но намеченный на 12 апреля полёт должен был состояться при любых условиях, а дорабатывать костюм космонавта было уже некогда.
Об этом мало кому в нашей стране известно, но помимо своего знаменитого «поехали» Гагарин, отправляясь в полёт, произнёс ещё одну фразу, не ставшую достоянием общественности по причине секретности. А звучала она так – «Косберг включился». Гагарин сказал эти слова в тот самый момент, когда заработала третья ракеты, передавая привет главному конструктору воронежского конструкторского бюро химавтоматики Семёну Косбергу.
Его имя не так хорошо известно как имя Сергея Королёва, сконструировавшего первые космические ракеты, но без него Советский Союз не смог бы стать космической державой. Ведь благодаря двигателю, созданному Косбергом осенью 1958 года, впервые в мире наша ракета смогла достичь второй космической скорости – 11 километров в час, то есть скорости, достаточной для вывода в космос уже не маленьких спутников, а серьезных грузов. Например, громоздкой по тем временам фото-техники. И именно благодаря появлению этого двигателя у Сергея Королёва вскоре появилась возможность отправить в космос человека.
Виталий Рубинский один старейших инженеров –конструкторов КБХА. 55 лет назад он занимался разработкой двигателя - РД 0109, который создавался уже для запуска в космос человека. Единственное что в то время было известно точно, это лишь то, что новый двигатель будет работать на топливе, состоящем из жидкого кислорода и керосина. Ведь только эти два компонента, смешиваясь в камере, сгорали при температуре три с половиной тысячи градусов по Цельсию и создавали тягу, достаточную для необходимого разгона ракеты.
В результате двигатель, впоследствии поднявший в космос Юрия Гагарина, был создан.
Во время полёта с космонавтом поддерживалась двусторонняя радиосвязь.
За состоянием пилота с земли следили при помощи специальной системы Трал Т, которую вскоре назовут первым космическим телевидением - в кабине Гагарина была установлена специальная телевизионная камера, которая передавала картинку прямо в стартовый комплекс. При этом, полёт проходил в полностью автоматическом режиме - кораблём Гагарин не управлял.
Перейти в ручной режим Гагарин должен был в случае чрезвычайной ситуации, то есть при выходе из строя автоматики. Но для того чтобы перейти в этот режим космонавт должен был преодолеть так называемый «логический замок» - то есть набрать специальный код на пульте. Секретный шифр - число 125, которого заранее космонавт не знал, содержался в запечатанном конверте, приклеенном к внутренней обшивке корабля.
Это была своеобразная «страховка от безумия». Ведь никто не знал, насколько адекватно поведёт себя человек в космосе.
Но, несмотря ни на какие опасения, в состоянии невесомости космонавт чувствовал себя нормально. И физически и психически.
Проблема была в другом – из-за того, что после выхода на орбиту двигатель корабля вовремя не отключился, Восток вышел на более высокую точку, чем рассчитывали специалисты. А значит, вернуться на Землю в срок он не мог.
Это была трагедия. Ошибка в расчетах означала, что в космосе аппарат должен будет провести несколько суток. Но кислорода в кабине было в обрез, всего-то на пару часов. А значит – медленная мучительная смерть космонавта в прямом эфире. Это понимали на Земле в Центре управления полетов. Понимал это и Гагарин. Трудно представить, что пережил он в те тяжелые и трагические минуты. Невероятным образом корабль удалось вернуть на заданную орбиту и через 108 минут, совершив виток вокруг Земли, спускаемый аппарат корабля Восток совершил посадку в Саратовской области, неподалеку от города Энгельса. Прямо на колхозное поле.
Нашли космонавта номер 1, и его обожженную капсулу спускаемого аппарата - колхозный механик Анатолий Мишанин, проезжавший мимо на мотоцикле, жительница близлежащего села Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита, сажавшие в поле картошку.
Позже, уже в 1962 году Юрий Гагарин запишет для Анны Тахтаровой аудио сообщение, назвав её первым человеком, встретившим его из космоса.
В этот памятный день первым человеком, встретившим меня из космоса было Анна Акимовна Тахтарова. Земной вам поклон Анна Акимовна, привет вашей внучке
Однако сразу после приземления связи между центральным командным пунктом и Гагариным не было. Лишь полчаса спустя космонавт смог сообщить в центр космических полётов, что он жив и здоров.
Позже «отстрелявшегося» Гагарина привезли в аэропорт Внуково. Там его встречало чуть ли не все руководство страны…
А позже на весь мир будут показаны кадры, где Юрий Гагарин, стоя в открытой Чайке, и утопая в цветах, которые кидают к его машине с переполненных тротуаров, из окон домов, и даже с крыш зданий восторженные советские граждане, едет по Москве, приветствуя всех своей знаменитой улыбкой.