Тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа достаточно, чтобы оно пало в прах
Дж. Г. Байрон.
Крах Советского Союза определяет развитие мировой истории уже более четверти века. Как и любая глобальная катастрофа, развал Союза заставил забыть о многих небольших, а, иногда, и совсем крохотных территориях, некогда бывших частью огромной страны. На фоне гибели империй, войн, передела мира, разрушенных судьбах десятков миллионов людей – всё это казалось сущей мелочью. Но – только казалось.
Прежде всего, зафиксируем тот факт, что Украину – как государство – создал Советский Союз. И, даже более того – именно СССР добился признания Украины независимым государством и субъектом международного права.
Статус независимого государства Украина обрела 24 октября 1945 года, то есть с момента вступления в силу Устава Организации Объединённых Наций. Украина стала не просто членом ООН с момента основания, то есть Первоначальным членом ООН – Украина является соучредителем этой организации. Подпись Украины (Украинской ССР), наряду с подписями еще 25 стран-учредителей, стоит под Уставом ООН, утвержденным на конференции в Сан-Франциско 26 июня 1945 года.
Такая, вот, неудачная получилась шутка товарища Сталина. Ипостась библейской притчи о продаже права первородства. Ради дополнительных голосов на Генеральной Ассамблее ООН, Сталин создал два независимых (и признанных всем международным сообществом) государства – Украину и Белоруссию. И, по большому счёту, обретение этими республиками фактической независимости (как и распад Советского Союза) стали только вопросом времени. Но именно с тех пор – 24 октября 1945 года – Украина (Украинская ССР) пользуется всеми правами субъекта международного права: устанавливает дипломатические отношения, имеет дипломатические представительства, голосует на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных Наций, может избираться в состав Совета Безопасности ООН, принимает участие в работе международных организаций ООН от ЮНЕСКО до ВТО.
При этом, необходимо уточнить – участие Украины (Украинской ССР) в работе ООН не противоречило Конституции СССР. Поскольку Украинская СССР в 1922 году добровольно передала союзному руководству свои основные права в области внешней политики и международных отношений.
Украина юридически признала своё добровольное участие в Советском Союзе, поскольку Декларация о Государственном суверенитете Украины, принятая Верховной Радой (парламентом) в июле 1990 года – и положенная в основу Акта о государственной независимости Украины от 24 августа 1991 года – прямым текстом заявляет, что данная Декларация является предложением для подписания нового Союзного договора. То есть, признаются добровольные равноправные отношения всех республик Союза ССР, созданного договором об образовании Союза Советских Социалистических Республик от 30 декабря 1922 года. Украина была одним из участников этого договора и соучредителем СССР.
Так называемые «беловежские соглашения» – о прекращении существования СССР, участницей которых была Украина – ссылались на право стран-учредителей СССР распустить свое детище. То есть, опять-таки имела место констатация добровольности объединения независимых республик в Советский Союз. А, значит, все те заявление о якобы оккупационном характере Советской власти – это всего лишь демагогия, лишённая юридического смысла.
Кроме того, Украина добровольно уклонилась от завершения юридических процедур по выходу из Советского Союза которые были определены Законом СССР о порядке выхода из состава Советского Союза. В рамках этого закона Украина имела возможность урегулировать все территориальные вопросы с бывшими союзными республиками.
Таким образом, Украина имеет международно признанные границы по состоянию на 24 октября 1945 года. Эти границы чётко зафиксированы. И, с юридической точки зрения, неоспоримы.
Но ведь сейчас в состав Украины входит целый ряд территорий, которыми эта страна обогатилась уже после 24 октября 1945 года. И, включение которых состав Украины – с точки зрения международного права – абсолютно никак не оформлено.
Прежде всего Крым, на который претендует Украина. Передача полуострова из РСФСР в состав Украинской ССР – как с точки зрения международного права, так и по нормам действующей тогда Конституции Союза ССР – является абсолютным юридическим абсурдом. Во-первых, это не было оформлено как соглашения между Украинской Советской Социалистической Республикой (УССР) и Российской Советской Федеративной Социалистической Республикой (РСФСР) с последующим утверждением на общегосударственном уровне. Такого соглашения просто не существует в природе. Решение принимал Президиум Верховного Совета РСФСР, который не имел для этого необходимых конституционных полномочий. Коллегиально, но келейно.
Хотя, согласно действовавшим тогда Конституции СССР, Конституциям РСФСР и УССР, союзным и республиканским законам, должно было произойти примерно следующее: Верховный Совет РСФСР (который этот вопрос даже не рассматривал) должен был направить обращение в Верховный Совет УССР (который тоже остался в стороне), они должны были вместе обратиться в Верховный Совет Союза СССР, где должны утвердить изменение административных границ республик. Ничего из этого сделано не было.
И, опять-таки, Украина – в то время уже субъект международного права – никоим образом даже не попыталась оформить международными соглашениями вхождение Крыма в состав своей страны.
Таким образом, существуют все основания рассматривать вхождение Крыма (Крымской области) в состав Украины (Украинской ССР) как аннексию. Можно даже создать комиссию по подсчёту компенсации. И выставить Киеву сумму к оплате.
Судьба небольшого острова Змеиный в Чёрном море вообще поражает своим полным и абсолютным сюрреализмом. Остров Змеиный находится напротив устья Дуная и занимает стратегическое положение в Чёрном море, позволяя фактически контролировать всю его северную акваторию.
Россия потеряла этот остров после поражения в Крымской войне (1853–1856 г.г.). Но никогда не отказывалась от прав этот остров. В 1944 году десантники Черноморского флота захватили остров Змеиный у румын, которые были союзниками Гитлера. Согласно двустороннему соглашению между Румынией и СССР, остров Змеиный с 23 мая 1948 года перешёл в состав Союза ССР.
Остров Змеиный даже формально не входил в состав Советской Украины. Он находился напрямую в подчинении Правительства СССР. Управляло островом Министерство обороны СССР. И всё что на острове находилось, – это радарная станция, батарея ПВО и радиотехнический взвод береговой системы наблюдения ВМФ СССР. Гражданских поселений не было.
В суматохе развала Советского Союза об острове просто позабыли. А Киев – тихонько умыкнул то, что плохо лежало посреди моря. При этом, сам Киев спохватился поздно. Решение о создании на острове посёлка Белый и присоединение его Киликийскому району Одесской области было принято Верховной радой только в 2007 году.
Владения островом Змеиный позволяет создать вокруг него исключительную экономическую зону и использовать ресурсы шельфа Черного моря. Именно поэтому в 2008 году возник спор между Румынией и Украиной за права на остров Змеиный. Международный суд ООН признал Змеиный островом и отказал Румынии в праве владения этим островом.
Самое смешное – даже сегодня вполне уместна постановка вопроса о юридической принадлежности Российской Федерации острова Змеиный.
Кстати, абсолютно аналогичное судьба Севастополя. Город Севастополь административно не входил в состав Крымской области в составе РСФСР. А, значит и решение о передаче Крымской области Советской Украине на него не распространялась. Потому как отдельно о передаче города Севастополя Украине нигде прописано. Севастополь «прихватили» в 1991 году просто так, «под шумок». Просто потому, что «лежало плохо».
Также одна из потерь России –Подкарпатская Русь. Это официальная и международно признанное название территории, которое сейчас по политическим соображениям именуется Закарпатской областью Украины. Название «Подкарпатская Русь» было установлено на Версальской мирной конференции по итогам Первой Мировой Войны. И окончательно закреплено Трианонским мирным договором от 4 июня 1920 года, когда эта территория была передана Чехословакии после развала Австро-Венгерской империи. В Конституции Чехословакии 1920 года Подкарпатская Русь определялась как одна из 5 (пяти) земель Чехословацкой республики вплоть до 1946 года.
Кстати говоря, название Подкарпатская Русь полностью соответствует истории этого края. На протяжении тысячелетия местные жители региона называли себя русинами. Это было их самоназвание, самоидентификация.
Но в 1946 году товарищ Сталин научил тамошних русинов как надо Украину любить. Договор о передаче Советскому Союзу территории Подкарпатской Руси был ратифицирован парламентом Чехословакии 22 ноября 1945 года. И, следовательно именно с этого момента вступил в силу. То есть, спустя месяц после международно зафиксированных границ Украины. Согласно положениям советско-чехословацкого договора, территория Подкарпатской Руси должна была быть передана Украинской ССР. Однако, здесь есть юридическая коллизия. К тому моменту Украина уже была субъектом международного права. И Советский Союз в данном случае не имел юридических оснований действовать от имени Украины. Сама Украина никаких соглашений с Чехословакией по поводу изменения границ не заключала. Как и не предоставляла Советскому Союзу права вести переговоры от своего имени и действовать в своих интересах в рамках переговоров с Чехословакией.
После развала СССР, Украина, опять-таким, никак не позаботилась о том, чтобы закрепить международными соглашениями вхождение Подкарпатской Руси в состав государства Украина.
Если отрицать существование международно признанной (как де-юре независимой) Украины с 24 октября 1945 года – то, в этом случае, следует отказать Украине в членстве в Организации Объединенных Наций. Потому что после 24 августа 1991 года Украина не подавала заявку на вступление в ООН. Украина уже имела статус члена этой организации. Тем самым, официальный Киев признал правомерность своего международно-правового статуса как независимого государства с 24 октября 1945 года.
Либо всем нашим «западным партнёрам» и всей «демократической общественности» надо признать, что международного права не существует. Есть только право силы. И – не надо стыдиться об этом говорить. Это многое упростит.
Если всё же мы все признаём международное право – то обязаны подтвердить, что Украина имеет международно признанные границы только по состоянию на 24 октября 1945 года. Но тогда, последующие территориальные обогащения Украины– по сути – это временная передача некоторых функций управления от СССР и РСФСР украинским братьям в рамках одного государства. Временно. Законных прав на эти территории у Украины не появилось. И появиться не могло.
Что-то вроде того, как взял без спросу у родственника автомобиль «на покататься». Причём, не спросив разрешения у владельца, без доверенности на право вождения, и даже не оформив свои права.
Украина всегда воспринимала свои территориальные приобретения после 24 октября 1945 года как нечто ей не принадлежащие. Нигде и никогда Украина не заявляла претензий на изменение своих международно признанных границ.
Александр Брусенцов