Приравнивание советских преступлений к нацистским — ложь и фальсификация истории, пишет из Вильнюса колумнист The Guardian Джонатан Фридланд. Британский автор после посещения Музея жертв геноцида в Литве и места, где было Каунасское гетто, заявляет, что литовская историческая политика — это одно сплошное лицемерие.
В продвигаемой Литвой концепции «двойного геноцида» Джонатан Фридланд обнаруживает поразительные несуразности. При декларируемом властями Литвы равенстве коммунизма и нацизма преступления последнего в Литве последовательно отодвигают на второй план и даже скрывают, предпочитая говорить исключительно о советском времени.
«Возьмите Музей жертв геноцида на центральном проспекте Гедиминаса в Вильнюсе. Вы можете подумать, что в таком месте будет рассказ про геноцид, близко к центру которого был Вильнюс, а именно убийство евреев. Но вы ошибетесь. Холокост не упоминается. Основное внимание уделяется страданиям, причиненным КГБ. Снаружи есть два выдающихся каменных памятника жертвам Москвы. Если вы хотите вспомнить про 200 000 убитых евреев Литвы, вы должны будете отойти далеко от основного здания, по переулку, до крошечного “зеленого дома”, который в любом случае закрыт на ремонт и директор которого под давлением государственных чиновников борется за свою работу», — недоумевает журналист.
Такие же вопросы остаются после посещения Девятого форта в Каунасе, где в годы нацистской оккупации совершались массовые убийства евреев. «Я видел, например, что Девятый форт включает в себя не только массивный советский мемориал в стиле социалистического реализма, посвященный погребенным в этих ямах, но и более новый выставочный зал, повествующий об угнетении советских лет, хотя связь между объектом и его местоположением в лучшем случае незначительна», — пишет Фридланд.
При этом литовская власть словно пытается привлекать поменьше внимания к трагическому месту, в котором убивали евреев. Мемориал на месте ворот в Каунасское гетто едва заметен с дороги, нет особых дорожных знаков для желающих посетить Девятый форт. А те, кто всё же находит мемориальный комплекс, вместо рассказа о Холокосте получают там рассказ о ГУЛАГе и депортации литовцев в Сибирь.
Почему так, удивляется британский журналист и находит неприглядный ответ.
Литовцы подменяют рассказ о преступлениях нацизма рассказом о жертвах сталинизма, чтобы замаскировать историческую правду о том, что они сами участвовали в Холокосте вместе с гитлеровцами.
«Уравнивание нацистских и коммунистических преступлений редко влечет за собой честный отчет о первых. Например, мемориальная доска в Девятом форте идентифицирует убийц только как “нацистов и их помощников”. На ней не указано, что эти помощники были литовскими добровольцами, с энтузиазмом убивавшими своих собратьев-литовцев, — пишет журналист The Guardian. — В моих путешествиях, посещая целую кучу мест, я не сталкивался с ситуацией, которая давала бы прямое и явное описание этой голой суровой правды: евреи Литвы стали жертвами одних из самых многочисленных убийств в нацистской Европе (более 90% еврейского населения), главным образом потому, что местное население помогало немцам. В самом деле, они начали убивать евреев 22 июня 1941 года, еще до того, как пришли люди Гитлера».
Для того чтобы скрыть эту «голую суровую правду», сегодняшняя Литва и продвигает идею о том, что нацизм и коммунизм — это равно преступные тоталитарные идеологии. Преступников изображают жертвами, чтобы скрыть, что они были палачами. Жертва всегда права, ее надо жалеть, она не может нести ответственность за свои действия.
The Guardian обвиняет Литву в фальсификации истории и откровенной лжи. Коммунизм объективно не равен нацизму; приравнивать сталинские репрессии в Литве к геноциду литовских евреев — это идти против правды и оскорблять память жертв Холокоста. Притеснения советских лет не были геноцидом, использование термина «геноцид» по отношению к арестам и депортациям — безбожное злоупотребление этим термином.
Литовская историческая политика была бы неприемлема, даже если бы она честно ставила нацизм и коммунизм на одну доску и уделяла равное время осуждению обеих идеологий. Но Литва и этого не делает.
Литовские власти не только предпочитают рассказывать о преступлениях коммунизма, но и занимаются реабилитацией нацизма и героизацией литовских пособников Гитлера.
«Это та же история, что с изменением закона 2008 года, когда во имя эквивалентности была запрещена не только нацистская, но и советская символика. Как будто мало того, что ветерану антигитлеровской коалиции запретили носить его медали на парадах, — в мае литовский суд счел, что свастика была не нацистским символом, а частью “прибалтийской культуры” и поэтому она может публично демонстрироваться», — возмущается журналист из Великобритании.
Это еще что! Возможно, из-за нехватки места или просто по незнанию он не упомянул, что в 2012 году в Литве был торжественно перезахоронен премьер-министр коллаборационистского Временного правительства Литвы Юозас Амбразявичюс, чей Фронт литовских активистов летом 1941 года, еще до прихода войск Гитлера, устроил Каунасский погром евреев.
Государственного перезахоронения Амбразявичюса добилась лично президент Литвы Даля Грибаускайте, а литовские консерваторы много лет добиваются признания его правительства легитимным. Неудивительно, что эти люди не хотят, чтобы литовцы и гости Литвы могли легко найти дорогу к Каунасскому гетто.
Прямо и без обиняков в британской статье объясняются цели такой политики властей. Первая цель — избавить палачей от ответственности, изобразив их жертвами. Вторая цель — создать национальный миф о литовцах как о кристально чистом народе, в истории которого не было темных пятен.
Третья цель — использовать фальсификацию истории в целях борьбы с Россией, выставив Москву перед Европейским союзом как режим геноцида, не покаявшийся за преступления прошлого.
Историческая политика, побуждаемая такими целями, аморальна и оскорбляет память жертв Холокоста, павших от рук нацистов и их литовских подельников. Запад не должен мириться с такими действиями Литвы, заключает The Guardian.
«Правительствам придется говорить более решительно. Литва находится в ЕС и НАТО; ее партнеры в этих органах обязаны прямо сказать Вильнюсу, что нужно с самого начала считаться с прошлым, каким бы болезненным это ни было».
Если призыв британской прессы будет услышан, литовскую дипломатию и литовских политиков ждут тяжелые времена.
Источник