Мир История

Легендарный ГЛИЦ отметил 100-летний юбилей

15 октября 2020

Осенью 2020 года свою 100-летнюю годовщину отмечает Государственный лётно-испытательный центр (ГЛИЦ) имени В.П. Чкалова, расположенный в городе Ахтубинск Астраханской области. ГЛИЦ – это российское авиационное научно-исследовательское и испытательное военное учреждение, обладающее богатейшей историей и огромным влиянием на ВПК нашей страны. Основной задачей центра является осуществление испытаний всей номенклатуры авиационной техники военного и специального назначения, предусмотренной Государственной программой вооружения. Исключительно ГЛИЦ Минобороны РФ принимает решение о сертификации той или иной военной авиационной техники. Ни один тип самолёта, вертолёта или образец авиационных средств поражения не поступает на вооружение ВВС России, не пройдя разработанную и отлаженную за долгие годы систему испытаний.

ГЛИЦ имени В.П. Чкалова имеет уникальную историю длиной в век. 21 сентября 1920 года на Центральном аэродроме в Москве (Ходынка) был создан опытный аэродром при Главном Управлении Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота. Это была первая в стране исследовательская и испытательная структура, предназначенная для проведения испытаний новой авиационной техники. Стремительное развитие советской авиации и необходимость расширения испытательных работ по новым самолетам потребовали также и изменений в статусе Научно-опытного аэродрома (НОА). Приказом Реввоенсовета СССР от 12 октября 1926 года Опытный аэродром был преобразован в Научно-испытательный институт ВВС.

В 1929 году, когда остро встал вопрос дальнейшего совершенствования и развития испытательной базы института, а увеличение объема работ осложняло базирование аэродрома вблизи центра Москвы, было принято решение о переводе НОА на новый аэродром, недалеко от подмосковного города Щелково. Окончательная реализация данной инициативы ознаменовалась проведением первого воздушного парада с пролётом над Красной площадью. Колонну из 46 крылатых машин по три в ряд возглавил самолёт ТБ-3 управляемый экипажем Валерия Павловича Чкалова. Позже центр стал носить имя этого великого советского лётчика-испытателя, Героя Советского Союза, привнесшего значительный вклад в данную область и являющегося одним из лучших пилотов своего времени.

К началу Великой Отечественной Войны ГЛИЦ проделал колоссальную работу по испытаниям многих новых образцов самолётов, таких как истребители Як-1, ЛаГГ-1, МиГ-1, бронированный штурмовик Ил-2, а также осуществил подготовку высококвалифицированных пилотов, что сыграло решающую роль в завоевании господства в воздухе над фашисткой авиацией.

Государственным лётно-испытательным центром имени В.П. Чкалова с 1920 года по сегодняшний день было испытано более 390 типов самолетов, 280 из которых было принято на вооружение. Здесь проходили службу и работали пятеро дважды Героев Советского Союза, девяносто шесть Героев Советского Союза и двадцать пять Героев России. В ГЛИЦ ежегодно проводится более 220 самостоятельных испытаний с выполнением не менее 1600 полётов. Здесь успешно прошли испытания все новейшие типы самолётов, вертолётов и авиационных комплексов, которые на сегодняшний день составляют основную ударную мощь ВКС России. Это всем известные истребители Су-30СМ, Су-35С, Су-34, Су-57, МиГ-31, авиационные комплексы «Кинжал» и «Охотник», вертолёты Ка-50, Ка-52 и Ми-28.

По случаю празднования своей 100-летней годовщины ГЛИЦ Министерства обороны подготовил программу показательных полетов, продемонстрировав уникальное явление, вызвавшее восхищение не только у граждан нашей страны, но и у американских и британских зрителей. Так, на новейшем российском истребителе-невидимке пятого поколения Су-57 в воздухе была выполнена отработка аварийных ситуаций, при которых откинута прозрачная часть пилотской кабины (фонарь), защищающая экипаж и пассажиров от воздействия встречного потока воздуха.

Стоит отметить, что своими манёврами и в целом полётом российский истребитель дал «прикурить» американцу F-35. На полёт на большой высоте, да ещё и без крыши не способен ни один боевой самолёт в мире. Российский пилот продемонстрировал, что даже при получении критических повреждений в бою самолёт всё ещё может оставаться в воздухе, в то время как разгерметизация кабины F-35 уже несколько раз приводила к ЧП и даже потере этих боевых истребителей.

Естественно речь идет не о больших скоростях, и данное решение об откидывании фонаря должно приниматься лишь в крайних ситуациях. Однако сам факт того, что удалось осуществить успешное пилотирование Су-57 без фонаря, в очередной раз подчеркивает профессионализм и компетентность сотрудников ГЛИЦ в реализации смелых инициатив и их многосторонний подход в решении возможных проблем во время полета.

Государственный лётно-испытательный центр Минобороны РФ имени В.П. Чкалова имеет обширную сеть испытательных полигонов, которые располагаются на территории Астраханской области, Республики Казахстан, на Чёрном море и в Кабардино-Балкарии. На них регулярно отрабатываются новые тактики, подобные полету истребителя без фонаря. В действительности, сложно переоценить истинное значение ГЛИЦ для нашей страны. Он обладает единственной и уникальной экспериментально-испытательной базой, в полном объеме выполняет оценки новой и модернизированной авиационной техники и вооружения и во многом определяет дальнейшие возможности и состав ВКС нашей страны.

Источник

Комментариев пока нет