Об этом мало кто знает, но согласно директиве номер 1601, подписанной главнокомандующим вермахта Адольфом Гитлером 22 сентября 1941 года абсолютно всё население Ленинграда, который считался одной из главных целей плана Барбаросса, планировалось истребить, а сам город - сравнять с землёй. Гитлер даже прилетел в расположение группы армий Север, для того, чтобы совместно с генеральным штабом решить, что же делать с городом, который советские войска так отчаянно обороняют уже на подступах. В результате совещания генштаб принимает решение - не тратить силы в боях за город, а вместо этого просто взять его в кольцо. Конечная цель осады – уморить голодом жителей Ленинграда.
Поразительно, но даже в условиях невиданного голода блокадники умудрялись ожесточённо сражаться, и работать на благо фронта…А город в буквальном смысле был завален трупами тех, кто умер от голода. Падавшие от истощения прямо на улицах люди, как правило, больше не поднимались. От полного вымирания жителей Ленинграда спасла начавшая работать на льду Ладожского озера транспортная коммуникация, известная как «дорога жизни».
Ее длина была около десяти километров. Зимой дорога проходила по почти не замерзавшему озеру. Толщина льда порой была всего 3 сантиметра. Водители грузовиков то и дело рисковали провалиться в воду. Но даже если им везло, и лед был крепок, машины подвергались налетам фашистской авиации. От этой опасности дорогу жизни героически оберегали сторожевые корабли Ладожской флотилии. Ее флагманом была «Пурга».
Ее основной задачей - сопровождать караваны с грузами по известной «дороге жизни». Но 31 августа 1942 года капитан Пурги Иван Горовой получил необычный приказ. Экипаж должен был провести артподготовку левого берега Ладоги. Для осуществления Синявинской наступательной операции. Она проводилась войсками Волховского и Ленинградского фронта против немецкой группы «Север» с целью прорвать блокаду Ленинграду.
Пурга пришла в Шлиссельбургскую губу, провела стрельбы и успешно отошла в районе буя банки Железница на ночевку.
Утром 1 сентября корабль вышел обратно на базу Осиновец. Через пол часа пути судно было атаковано немецкими самолетами Юнкерс. Две бомбы взорвались у бортов. Третья попала в центр палубы пробила ее и взорвалась практически расколов корабль. Меньше чем через час судно ушло под воду. Погибли 11 членов экипажа, остальных подобрала канонерская лодка Нора. Судно пролежало на дне Ладоги почти 70 лет, прежде чем члены исследовательской экспедиции, наконец, его обнаружили. Кроме Пурги исследователи обнаружили неподалеку 5 противотанковых пушек. Как и Пурга орудия покрыты илом и ржавчиной, но хорошо сохранились. А еще чуть дальше – самоходная баржа, которая перевозила боеприпасы. Ученые говорят, что здесь все дно буквально усыпано обломками таких кораблей, спасавших блокадный Ленинград. Благодаря ним «Дорога жизни» работала. И, несмотря на то, что блокада длилась 872 дня, а население города уменьшилось более чем в пять раз, Ленинград выстоял.
В Финском заливе есть еще один памятник героизму советских моряков. Именно здесь покоится подводная лодка «Правда», которая затонула в первые месяцы Великой Отечественной войны. Больше полувека судьба субмарины, как и всего ее экипажа, оставалась загадкой. И только сегодня история о том, как доблестно нес службу ее экипаж, стала известна.
Мало кто знает, но прежде, чем подойти к Ленинграду, немецким войскам нужно было завладеть военной базой на полуострове Ханко. Ей немецкое командование придавало особое значение. Ведь таким образом фашисты лишали Советский Союз Краснознамённого Балтийского флота — самого мощного из флотов СССР. В первый же день войны немецкие бомбардировщики совершили налет на полуостров Ханко. Группа из 20 самолетов сбросила на военную базу несколько десятков бомб. Были Повреждены боевая техника и разрушены важные здания. Однако, склад с боеприпасами остался цел. И советские войска продолжили обороняться. через 2 месяца запасы боеприпасов и продовольствия подошли к концу. Доставку необходимого решили осуществлять по воде, и использовать для этого подводные лодки. Первой субмариной, которую отправили на базу Ханко, была «Правда».
«Правда», доверху заполненная боеприпасами, медикаментами и продовольствием, вышла на боевое задание. Ее сопровождали тральщики и катера типа «Малый охотник». Они довели подлодку до острова Гогланд, и ушли обратно, в Ленинград. Дальше «Правда» шла одна. По расчетам, она должна была прибыть на Ханко 11 сентября, в 6 утра. Однако, в назначенное время субмарина не появилась... Не пришла она на Ханко ни вечером, ни на следующий день, ни даже через неделю. «Правду» вместе с экипажем объявили пропавшей без вести... Как выяснили потом, она подорвалась на немецкой мине… Теперь подлодка «Правда» носит официальный статус братской могилы.
Еще одна Братская могила времен Великой отечественной находится на дне Черного моря у берегов Болгарии и установлена в память о подвиге русских подводников, служивших на подводной лодке Л-24. Скорее всего, подлодка зацепилась за трос мины и маневрировала, чтобы избежать взрыва. Но... сделать этого подводникам не удалось...
Судя по обломкам корабля, взрыв пришелся на 3-й отсек подлодки, где располагались аккумуляторные батареи подводной лодки, которые выделяли огромное количество водорода. И любая, даже маленькая, искра в этом отсеке означала верную гибель подводной лодки, вместе со всеми членами экипажа. Поэтому, когда в этом месте прогремел взрыв мины, лодка мгновенно вышла из строя и навсегда погрузилась на дно. Вместе с ней ушел на дно и весь ее экипаж…
Вот так выглядела подводная лодка Л-24 в декабре 1940 года, когда она была спущена на воду. Это был уникальный проект советских конструкторов. Ведь это был первый минный заградитель, полностью построенный в СССР. Все детали подводной лодки, вплоть до мельчайшего винтика, были сделаны в советскими инженерами. До этого все минные заградители, которые стояли на вооружении военно-морского флота Советского Союза, разрабатывали и строили в Великобритании... Как и на всех подводных лодках, на Л-24 было установлено 6 торпедных аппаратов, боекомплект которых составлял 16 торпед. Однако, главной задачей Л-24 во время войны была постановка минных заграждений. Для этого в ее магазине было 20 мин.
В мае 1942 года подлодка Л-24 вошла в состав Черноморского флота. И в первые же месяцы службы она совершила 4 рейса в осажденный Севастополь. Л-24 доставила туда больше 400 тонн груза и эвакуировала оттуда на «Большую землю» 54 человека. Среди советских подводников об этой продлодке ходили легенды. Ее считали счастливой, ведь в боевых походах ее экипажу невероятно везло. Например, в июле 42 года она попала под авианалет. 64 самых мощных немецких бомбардировщика - «Юнкерс-88» - сбросили на стоящие под новороссийском корабли — только представьте — 170 авиабомб!!! За считанные минуты затонули корабль «Ташкент», эсминец «Бдительный», санитарный транспорт «Украина» и несколько малых судов. Десятки кораблей получили серьезные повреждения.
На Л-24 повреждения тоже были. Правда, совсем незначительные. И всего через месяц ремонтных работ субмарина вышла в новый боевой поход — к проливу Босфор. Через него проходили итальянские торговые суда, которые доставляли топливо из Румынии в Италию. Они шли под конвоем кораблей охранения. Обнаружив их, командир Л-24 отдал приказ экипажу: всплывать на перископную глубину. Но подлодку сразу заметили итальянские корабли, и начали атаковать. Ей пришлось залечь на морское дно, где она провела двое суток. За это время корабли охранения сбросили на нее несколько десятков глубинных бомб. Невероятно, но Л-24 снова осталась цела!!! Мало того, ей удалось подняться на поверхность и атаковать главное транспортное судно — итальянский танкер «Арка».
12 декабря 1942 года подводная лодка Л-24 вышла в свой последний боевой поход. Экипажу была поставлена задача: установить минное поле возле берегов Болгарии. Однако, подлодке не удалось даже дойти до места назначения. Она наткнулась на минное поле, установленное противником, и подорвалась...
Дно Черного моря – называют настоящим кладбищем затонувших кораблей времен Великой отечественной. Ведь именно здесь, на подступах к нашей Родине шли самые ожесточенные бои, а Севастополь является символом самоотверженности русских моряков, которые умирали во имя своей страны. Благодаря их подвигам за годы Великой отечественной в морских боях немцы потеряли почти 150 тысяч человек. И хотя битва за Севастополь была проиграна, главная победа была впереди. Самоотверженность русских моряков и их героические смерти позволили одержать верх над фашистами в Великой отечественной войне.