Хованщина, или Кремация не в православных традициях,- такая тема вчера прошла у меня в дневнике, при обсуждении событий произошедших в Москве на Хованском кладбище.
Товарищ в обсуждениях написал:
Вовсю обсуждают события на московском кладбище, а меня заинтересовал один момент - кремация тела стоит у них 3500 р. Это же дешево, доннэр ветэр! Ни гроба, ни венков, ни копания могилы, ни ограды - никаких затрат. Кремировать, собрать пепел в пенал, и получите. Хош, на тумбочке у изголовья храни, хош в Волгу-матушку ссыпь, или в море, а хош, развейте по ветру в степи...Таким образом можно быть везде, а не только в одном месте, куда нужно приезжать потомкам, за могилкой ухаживать, со временем, когда дети-внуки помрут, пра-пра-правнуки усопшего, вообще перестанут приезжать на место захоронения. Нафиг им не надо. Каждый приезжает чаще всего к своим родителям... ...А тут добрые хованские крематорщики демпингуют за 3500. Все в крематории! Не дадим расползаться кладбищам.
Прочитав его комментарий я вспомнил, о рассказе зятя, что в его селе хоронят на кладбище только под деревянными крестами, когда они ветшают, кресты меняют. А потом, потом могилки исчезают, некому уже получается за ними ухаживать. Наверное это правильная традиция. Впрочем не знаю. Вообще у каждой семьи должно быть родовое кладбище. родился в деревне, но потом уехал в город, но хоронить надо в родных местах. Так мне кажется.
В дальнейшем было обсуждение этой темы, а в заключение товарищ Дмитрий Викторович поставил точку:
Когда мама умерла в чужом для неё и меня городе Ростове-на-Дону, я позвонил другу Владыке и сказал, что из-за проблем решил её кремировать. Выслушал всё, что он обо мне думает: "Д.В., я знал вашу маму, не гневите бога, я всё брошу и помогу, но похороните по православному. Или вы в моём лице потеряете друга. Кремация против православных канонов".Надеюсь понятно, друзья?
Заинтересовала меня тема кремации. Мои родственники все захоронены на кладбище по православной традиции, конечно, не было священника на отпевании. Другие времена стояли на дворе. Но похоронены в земле и в гробах. На похороны же мамы я не успел, служил далеко от дома и пока прилетел, её уже похоронили. Похоронили же под крестом. Год назад, мы следуя православной традиции, даже на могиле деда революционера заменили памятник со звездой на православный крест.
На данный момент в родном селе отсутствует церковь, а соответственно батюшки нет. В царские времена церковь на селе была, а потом пришла революция и мой родной дед был активным участником установления новой жизни. В церкви открыли клуб, который в конце 50-х начале 60-х сгорел, на что отреагировали верующие старушки, мол, так и надо безбожникам!
Теперь же собираются на селе поставить церковь, даже камень и крест в 2014 году установили на месте будущей церкви. Правда пока дальше камня и креста дело не пошло...
Теперь о кремации. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал по этому поводу:
Кремация находится вне православной традиции. Мы верим, что в конце истории произойдет воскресение мертвых по образу Воскресения Христа Спасителя, то есть не только душой, но и телом. Если мы допускаем кремацию, то тем самым как бы символически отказываемся от этой веры. Конечно, речь здесь идет только о символах, ибо и похороненное в земле человеческое тело также превращается в прах, но Бог силою Своей из праха и тления восстановит тело каждого.
Однако в древности, до принятия христианства, славяне сжигали своих умерших. Тело в гробу переносили на возвышенность, где устанавливали на постаменте из дров и сжигали. Прах помещался в урну и она хоронилась в специальном могильнике. После похорон была тризна — поминальный пир, во время которого приветствовали богов подземного мира и призывали их как можно скорее принять к себе умершего.
Пришедшее на Русь христианство поменяло представления о загробной жизни. Например, в 1015 году хоронили киевского князя Владимира. Князь был похоронен в глубокой могиле в гробу. На нем было полное вооружение и рядом лежали запасы пищи. Над могилой был насыпан высокий курган.
На Руси стали хоронить умерших людей в гробах и только в земле. Дикостью стало считаться сжигание в печи людей. Первый же крематорий на Руси появился в 1920 году при большевиках. А уж устройство на Красной площади мавзолея, кладбища прямо у Кремлевской стены и в самой стене колумбария было встречено с удивлением и страхом. Но вы, же помните, как говорили о вере русского мужика: «Пока гром не грянет, русский мужик не перекрестится».
Так и случилось, люди за 70 лет безбожия привыкли к нововведениям и колумбарии, и крематории вписались в нашу жизнь. Сейчас многие люди из-за проблем с финансами или оформлением документов на захоронение, кремируют тела своих близких, а потом хоронят их в урнах. Однако в селах хоронят по-прежнему, по -православному обряду: в гробах и могилах.
Такие вот дела и как хоронить своих родственников выбор за вами друзья. Тем более как сказал древнехристианский писатель Минуций Феликс:
Мы не боимся никакого ущерба при любом способе погребения, но придерживаемся старого и лучшего обычая предавать тело земле.
Профессор Московской духовной академии Алексей Ильич Осипов вторит ему:
С точки зрения православного вероучения, не имеет никакого значения, был ли человек предан земле или был кремирован. Традиционный способ погребения имеет значение лишь в плане благочестивой традиции, поскольку сопряжен с определенными церковными действиями и более глубоким восприятием человеческого тела. Одно дело урна, и другое – это покойный, которого мы опускаем в землю, в эту реку забвения земного. Мы как бы сохраняем этого человека, не искажая его тело. Здесь присутствуют некие моменты, которые, несомненно, более правильные по сравнению с кремацией, но они не касаются существа веры.