Вот такой памятник находится в городке Ванкувер в штате Вашингтон.
Вот такой памятник находится в городке Ванкувер в штате Вашингтон. Он посвящён советским лётчикам, прославившим маленький, никому не известный населённый пункт на весь мир. Ведь здесь, в Ванкувере, 76 лет назад приземлился экипаж советского самолёта АНТ-25 во главе с Валерием Чкаловым. Экипаж, совершивший беспрецедентный для того времени перелёт через Северный полюс в Америку. Именно та посадка после 63-х часов непрерывного полёта и 9-ти тысяч километров пути положила конец авиационной гонке между США, Францией, Англией, Германией и Италией. И доказала – молодое советское государство, пережившее революцию, разруху и голод, в то самое время, когда дальние авиаперелёты считались демонстрацией силы и мощи, было способно поставить не меньшие рекорды, чем самые крупные игроки на мировой арене.
Как ни странно, но будущая знаменитость и самый известный лётчик в СССРсвою карьеру начинал на корабле. Самым лучшим местом работы, которое смог найти 15-летний Чкалов, была должность кочегара на волжском пароходе «Баян». И если бы не скорый призыв в Красную армию, а оттуда распределение на Нижегородский авиационный парк по ремонту аэропланов, куда Чкалова направили слесарем, возможно, он никогда бы не увлёкся авиацией, а наша страна ещё долго не поставила бы знаменитый авиарекорд. Ведь интерес к полётам у Чкалова появился именно после года ремонтных работ в авиапарке. Увидев неотвратимую тягу 16-летнего парня к полётам, руководство ремонтной мастерской направило Чкалова в подмосковный город Егорьевск, где находилась школа лётчиков. Именно отсюда начнётся восхождение будущей звезды авиации.
Это кажется невероятным, но будущий лауреат ленинской премии, обладатель звезды Красного Знамени, герой Советского Союза и комбриг считался едва ли не самым недисциплинированным лётчиком Красной армии и, казалось, делал всё, чтобы вызвать недовольство начальства. К примеру, во время обучения в лётной школе открыто сожительствовал с девушкой, не будучи при этом официально женат. В те годы такой гражданский брак считался постыдным для советского человека. Но, как тогда говорили, морально разлагался будущий комбриг и на других фронтах. И несколько раз даже был осуждён Военным трибуналом. К примеру, осенью 1925 двадцатилетний военлёт 1-ой эскадрильи Чкалов пришёл на практическое полётное задание пьяным. За что был приговорён к одному году заключения… Но даже это суровое наказание Чкалова не отрезвило. Уже через год во время учебного боя Чкалов, не соблюдая дистанцию в воздухе, подрезал самолёт своего напарника, и тот чуть было не разбился.
Но и на этом злоключения лётчика не закончились.
Однажды, перелетая со своей эскадрильей из Гомеля в Брянск, Чкалов решил поэкспериментировать и полетать на сверхнизкой высоте. Но…не заметил телеграфных проводов, и, запутавшись в них, рухнул на землю…За порчу советского имущества будущего героя Советского Союза отправили в Брянскую тюрьму.
За браваду и чрезмерную самоуверенность во время полётов военлёта Чкалова в эскадрилье прозвали воздушным хулиганом. Но за непревзойдённое мастерство чаще всего начальство прощало ему любые безумные поступки. А об одном из них – пролёте под Троицким мостом в Ленинграде даже спустя много лет после гибели лётчика будут ходить легенды.
Сегодня все асы мира на любых показательных выступлениях пытаются повторить трюк Чкалова. И такой пролёт даже в наше время, время сверхманёвренных самолётов с точнейшим электронным оборудованием, вызывает дикий восторг публики.
Этот снимок был сделан 18 июня 1937 года, в то время, когда лётчики Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков готовились к беспосадочному полету через Северный полюс в Америку. В 4 часа 5 минут со Щелковского аэродрома в режиме строжайшей секретности летчики взлетели на одномоторном самолете АНТ-25. Их цель: побить все мировые рекорды дальности полёта по прямой. На тот момент пальму лидерства в этой гонке держала Франция – французским асам удалось преодолеть без посадки 9100 километров.
Для того чтобы побить рекорд французов, экипажу самолёта пришлось по максимуму облегчить вес багажа. При этом сократить пришлось не только количество продовольствия, но и запасы кислорода и специальных средств от обледенения самолёта.
Во время полёта весь самолет АНТ-25 покрылся сантиметровым слоем льда. Это обледенение летчики назвали «фарфоровым». Оно считается самым опасным: лед необыкновенно крепкий и держится в течение 16 часов.
Это грозило катастрофой. Счет шел буквально на минуты. Чтобы избежать обледенения, летчикам пришлось подняться над облаками на высоту до шести тысяч метров. Но там возникала другая проблема – ощущалась острая нехватка кислорода. И только чудом экипажу удалось вытерпеть кислородное голодание.
Но только экипаж справился с очередной проблемой, как возникла еще одна. При подлете к американскому континенту выяснялось, что топливо на исходе. Стало понятно, что долететь до первоначально намеченного пункта посадки в Сан-Франциско им не удастся. Летчики были вынуждены повернуть назад и лететь в сторону штата Вашингтон, чтобы сесть на военном аэродроме Ванкувера. Американцы встречали советских лётчиков овациями. Каждый хотел прикоснуться к ним и оторвать пуговицу себе на память. А генерал Джордж Маршал, командующий гарнизоном того военного аэродрома, позже вспоминал, что не стал бы впоследствии госсекретарём США, если бы в тот день не прикоснулся к славе экипажа Чкалова. Ведь вместе с экипажем АНТ-25 предпенсионного генерала пригласили как свидетеля той посадки на приём в Белый дом, где его заметил президент Рузвельт.
Сегодня времена воздушных боёв ушли в прошлое…И теперь главной силой в воздушном сражении стали не героические лётчики-истребители, а системы ПРО. Российские С300 и С400 считаются едва ли не единственными системами противовоздушной обороны, которые способны противостоять американским истребителям F15 и F16. А значит, в новой гонке вооружений наша страна снова не уступает США, как не уступала им в 30-е годы прошлого века.