АБВГДейка- учеба и игра!
Вот уже 45 лет помогает подготовиться к школе советским и российским детям образовательная программа «АБВГДейка», вышедшая на экраны в далеком 1975 –м году. Придумал ее замечательный детский писатель Эдуард Успенский, а музыку к заставке написал Владимир Шаинский.
«АБВГДейка» - это уникальный социально значимый образовательный проект, за четыре с половиной десятилетия не потеряла своей популярности у маленьких зрителей и их родителей, о чем свидетельствуют многомиллионные просмотры в интернете, письма в адрес редакции и отзывы педагогов. С выходом программы в эфир через спутниковое телевидение, «АБВГДейка» стала весьма востребованной и нашими соотечественниками за рубежом – в своих письмах они отмечают, что веселые клоуны помогают сохранять родной русский язык в семьях, дети с удовольствием смотрят программу, выполняют домашнее задание и письма в «АБВГДейку» приходят буквально со всех континентов.
В «АБВГДейке» неукоснительно соблюдается правило – хранить чистоту русской речи, литературного произношения и внятной интонации. Программы строятся в соответствии с методикой дошкольного воспитания и современной педагогической наукой.
За последние два года «АБВГДейка» - лауреат премии «ТЭФИ-2017» как лучшая детская программа, отмечена грамотами Министерства связи и массовых коммуникаций, победила на конкурсе детской прессы «Волшебное слово» как лучший сайт для детей и награждена Благодарностью Президента Российский Федерации (2018 г.) и Премией Правительства РФ в области СМИ (2020 г.).
«Детские программы» – термин, принятый повсюду в мире. Имеется в виду система направленных программ, адресованных зрителям дошкольного, младшего школьного, подросткового и юношеского возраста. Цель – всестороннее воспитание и образование, социализация подрастающего поколения. Форма – непременно увлекательная
Формальное присутствие детей в кадре не всегда является признаком программы, адресованной детям.
Функции детского телевидения
образовательная
воспитательная
развлекательная
идеологическая (пропагандистская со знаком плюс (пропаганда – распространение). Можно распространять информацию и идеи правильные. Можно и со знаком минус – манипулировать. И, если мы отказываемся от правильной пропаганды, то тут же начинается пропаганда со знаком минус – манипуляция).
В соответствии с обозначенными выше функциями, детские программы должны быть в идеале познавательными, развлекательными и направленными на социализацию ребенка.
К сожалению, надо констатировать, что детское телевидение , а именно «телевидение ДЛЯ детей», подменено, на сегодняшний день «телевидением О ДЕТЯХ».
А современным детям остались мультфильмы на многочисленных каналах, яркие, технологичные, но заточенные только на конечный результат: «мама, купи!». Герои – существа из искусственно созданного мира - тролли, пони, феечки и пр. – без пола, гражданства, национальности, страны проживания, без биографии, вряд ли способны соответствовать тем самым четырем функциям качественного детского телевидения, приведенным выше. «Яркий, динамичный мультфильм, подчас страдает отсутствием смысла. Диалоги героев не несут в себе каких-либо новых знаний, их поведение не базируется на основных моделях человеческого общения. Таким образом, упущена из виду основная функциональная задача детского вещания – социализация ребенка.
По сути, детское телевидение отказалось от функции воспитателя на раннем этапе формирования личности. По преимуществу, оно реализует другую функцию – развлекательную.
В этом ракурсе детская программа «АБВГДейка» в течении многих лет выступает как яркий пример эффективной социо-культурной технологии воспитания личности ребенка через игровые ситуации. При отсутствии позитивных моделей детского поведения в средствах массовых коммуникаций такая телепрограмма как «АБВГДейка» играет особую роль.
Проведя выборочный анализ передач, доступных для просмотра на интернет сайтах «tvc.ru», https://www.youtube.com/ и других, оценив положительные отзывы родителей и количество просмотров выпусков «АБВГДейки» интернет – пользователями – их количество только на одном “Официальном канале “АБВГДейка” перевалило за 18 млн и ежедневно “набирает” в среднем 175000 просмотров, можно придти, к следующим выводам.
В передаче адекватно используются игровые методы обучения для вхождения детей дошкольного и младшего школьного возраста в мир знаний и социальную реальность.
Передача помогает ребенку через имитацию различных «воображаемых ситуаций» (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин) идентифицироваться с сказочными персонажами, которые в своей деятельности решают разнообразный спектр познавательных и личностных задач. Подобное имитирование жизненных ситуаций является мощным каналом мотивации детей к познанию и творчеству.
Создатели этой программы знают и понимают психологию дошкольного возраста. «АБВГДейка» уверенно чувствует себя на едва ощутимой, переходной грани между детской забавой-игрой и «серьёзным» процессом - обучением.
Дело в удачно найденной форме «АБВГДейки» - учёба плюс игра, а также в замысле автора идеи - обучении клоунов, которые, несомненно, стали любимцами детворы.
Тематический план программы составлен с учетом стандартов дошкольного воспитания. Авторы умеют интересно и весело рассказать о важных серьезных вещах - флаге и гимне страны, правилах противопожарной безопасности, об отношении к бабушкам и дедушкам, о музыке, спорте, о насекомых и тайнах морского дна, познакомить с основами счета и грамоты.
В каждой программе традиционно создается сказочная ситуация и, что особенно важно, - в этих ситуациях четко определяются понятия добра и зла, пользы и вреда. Клоуны ошибаются, поступают «неправильно», давая ребенку возможность у экрана самому оценить их ошибки и тем самым почувствовать себя умнее Клепы, смекалистей Шпильки, догадливей Гоши - это порождает у детей веру в себя, в свои возможности. И неизменно в конце передачи клоуны признают свои ошибки, прощают обиды и заканчивают урок на позитивной ноте дружелюбия и радости.
Образы клоунов, создаваемые актерами в «АБВГДейке», моделируют характеры и поведение детей в различных жизненных ситуациях и потому близки и понятны маленьким телезрителям.
Выигрышным моментом этой программы является также то, что она референтна для многих поколений родителей, которые совместно с детьми могут смотреть ее и тем самым участвовать в процессе семейного воспитания.
Кроме того, надо отметить еще один немаловажный фактор - «АБВГДейка» спроектирована с учетом особенностей сенситивного периода развития ребенка, т.е. периода повышенной возрастной чувствительности к усвоению познавательных и социальных норм. Именно в этом возрасте в сознание закладывается более 90% информации, которую получает человек в течение всей жизни.
Удачное название - «АБВГДейка» - стало брендом, а долголетие и популярность этой программы у детей, родителей, воспитателей детских садов и педагогов младших классов достойны искреннего уважения.
Все сказанное позволяет сделать заключение о том, что «АБВГДейка» успешно выполняет важную задачу информационной социализации детей в современном обществе.»
Эту программу создавала уникальная команда, герои – Клёпа, Шпилька и Гоша – стали любимцами многих поколений, причем это герои наши, российские.
И, безусловно, печально, что в год 45-летия программы остановлено её производство на телеканале ТВ Центр, из-за отсутствия финансирования.
Еще печальнее сознавать, что это была последняя передача «ДЛЯ ДЕТЕЙ!», закрыли её в «Десятилетие детства», когда набирают обороты нацпроекты «Развитие образования», «Русский язык», создан Институт развития интернета.
В статье цитируются фрагменты экспертизы, проведенной по заданию Министерства образования РФ Федеральным институтом развития образования (ФИРО).