Так уж случилось, что очередной ежегодный показ фильма совпал с трагическими событиями 12 августа в Шарлотсвилле. Кинотеатр находится в Теннеси, а Шарлотсвилл – в соседней Вирджинии. Впрочем, будь кинотеатр даже на Аляске, гром от скандала вокруг памятникам конфедератам докатился бы и до нее. Фильм демонстрировался в кинотеатре буквально днем ранее, до кульминации событий в Шарлотсвилле, когда молодой американец совершил наезд на толпу сторонников сноса памятника генералу Роберту Ли, задавил женщину и ранил еще 19 человек. Следующим летом зрители фильм уже не увидят: директор кинотеатра Бретт Баттерсон заявил, что «Орфеум не может демонстрировать фильм, к которому так чувствителен значительный сегмент местных жителей». По словам директора, именно социальная медиа-буря сыграла свою роль в запрете фильма к показу.
Озлобленные противники «превосходства белой расы» закидали кинотеатр комментариями с требованием исключить фильм из показа, ибо он слишком романтизирует южан, которые, как известно, были рабовладельцами. А романтизация старого доброго Юга – само по себе расизм и гимн «белой Америке». Кстати, «Оскар» за лучшую женскую роль второго плана в фильме получила Хэтти Макдэниел, первая чернокожая актриса, удостоенная столь высокой награды. Давать «Оскар» чернокожей за роль в расистском фильме – это расизм или не совсем? Когда через несколько лет пойдут отмены решений комиссии киноакадемиков по «Оскарам» задним числом – вот увидите, и до этого дойдет – будет интересно, сочтут ли ее «Оскар» «расово правильным».
А ведь когда-то этот фильм, выпущенный в 1939 году, был настоящим национальным достоянием Америки. Баснословный по тем меркам бюджет, 4 часа экранного времени, опасения режиссеров и продюсеров, что гигантский труд не окупится – и, как итог, картина собрала в 25 раз больше, чем было потрачено на ее производство, а к сегодняшнему дню фильм собрал свыше 3,5 миллиардов долларов с поправкой на инфляцию и был признан самым кассовым фильмом в истории мирового кинематографа.
Теперь, похоже, классическая картина Виктора Флеминга рискует повторить судьбу флага Конфедерации, попавшего в опалу в последние годы. Знаменитая «конфедератка» раньше гордо реяла над государственными зданиями в южных штатах, отлично продавалась в качестве сувениров, украшала ковбойские шляпы и бока мотоциклов. После трагедии в 2015 Чарльстоне, когда юный поклонник «конфедератки» расстрелял девятерых чернокожих в одной из местных церквей, флагу с синим крестом на красном фоне была объявлена настоящая война. Потом истерия перекинулась на памятники конфедератам. Скоро она рискует затронуть и огромное культурное наследие старой доброй Америки.
Собственно, «Унесенных ветром» как новую цель для атаки прогрессивной либеральной общественности предложил критик газетыNew York Post не далее, как этим летом. Сказано – сделано. Теперь проблемы, связанные с американской историей и попытками ее переделать, будет все сложнее игнорировать.
С колокольни нынешних моральных наследников северян, фильм показывает «старый добрый Юг» как место, где чернокожие были по-своему счастливы: в фильме есть момент, где освобожденные рабы просятся назад в рабство. Главная героиня, Скарлет О’Хара, сыгранная прекрасной Вивьен Ли – дочь рабовладельца. Через романтизацию и элементы мелодрамы режиссер создает образ Юга, который может показаться многим привлекательным – и это одна из претензий, выказываемых в адрес фильма со стороны кинокритиков. А «рабовладельческие фразочки», которыми сыплют герои фильма – это фразы героев или все-таки создатели фильма с ними в чем-то согласны?
В таком случае, за что же получила Пулитцеровскую премию Маргарет Митчелл в 1937 году? Именно за этот роман, ставший в свое время бестселлером в США и экранизированный спустя три года. Интересно, что больше всего роман хвалили на Севере. Впрочем, ругали тоже там же, критики с Юга к роману отнеслись куда более равнодушно. Роман обвиняли в чем угодно, кроме того, в чем обвиняют сейчас. В вульгарщине, в пустоте содержания, в дурацком финале, в дешевых мелодраматических приемах – но никак не в расизме или излишней романтизации Юга.
По мнению современных критиков, искусство живет само по себе, а его смысл – создается аудиторией. В качестве культурного шедевра, «Унесенные ветром» куда больше говорят об американском обществе 30-х годов, чем о далекой Гражданской войне в XIXвеке. И, как любое бессмертное и потому актуальное произведение искусства, еще больше говорят об обществе сегодняшнем.
Источник