Новая работа выдающего режиссёра Вуди Аллена "Колесо чудес" представляет собой киноаттракцион, поездка на котором сулит эстетствующим зрителям заряд эндорфинов.
Ключевую роль в творениях выдающегося кинематографиста всегда играли атрибуты времени и места – они создавали неповторимую атмосферу мира Вуди Аллена. Вот и в картине “Колесо чудес” ретромобили бороздят просторы набережных Атлантики, а жители Нового света неустанно тянут за собой шлейф “века джаза”, проводя дни в парке развлечений Кони-Айленда. Мир развлечений эффектно оттеняет алленовских героев, которые на сей раз будто бы сошли со страниц популярных американских пьес тех лет. Не случайно в фильме фигурирует томик с драмами Юджина О’Нила. Как и в историях корифея американской драматургии, в новом фильме Аллена действующими лицами становятся бывшие пропойцы, женщины с сомнительным прошлым, проблемные дети проблемных родителей и разные представители пролетариата, жизнь которых сопровождают ви́ски, неврозы, мигрени и призрачные мечты. Так, Микки (Джастин Тимберлейк) работает спасателем на пляже, что не мешает ему грезить о писательской славе. И пока в его голове разрабатываются сюжеты будущих пьес, по долгу службы он коротает часы на побережье, готовый сразу же прийти на помощь утопающим. При этом, как творческая натура, герой Тимберлейка пребывает в ожидании музы. По иронии судьбы Микки встречает утопающую и музу в одном лице, и ей оказывается разочаровавшаяся в жизни особа средних лет. Джинни (Кейт Уинслет) тонет в болоте семейной рутины и горечи от несбывшихся мечтаний и надежд. Она актриса в прошлом, которая теперь вынуждена работать официанткой за гроши и быть женой алкоголика в завязке – механика Хампти (Джеймс Белуши). Итак, всё в Джинни выдаёт изрядно пожившую женщину, однако красавчика Микки пленяет пластика её движений, в которой он угадывает все признаки трагической героини, и его как драматурга это определенно вдохновляет на знакомство с дамой. Монологи же его новой знакомой выдают в ней женщину, для которой адюльтер был бы спасительной соломинкой. И вот между Джинни и Мики случается вполне предсказуемый роман. Пусть отношения между любовниками сложно назвать бурными, но они возвращают в жизнь женщины давно забытые острые ощущение. При этом острых ощущений, вероятно, не хватает также и сыну героини – он использует любую возможность, чтобы где-то что-то поджечь. Что касается Хампти, то ему не до своей издёрганной жены и проблемного пасынка – он собирает деньги на обучение дочери, а заодно и прячет её от гангстеров. Дочь же – легкомысленная блондинка с весьма туманным прошлым, из которого проглядывает тень мужа-мафиози и грозит омрачить светлое будущее молодой особе. Однако сама Кэролайн (Джуно Темпл) и не думает рефлексировать по поводу своего тёмного прошлого и сомнительного будущего – она слишком проста, чтобы омрачать свои девичьи мысли столь инфернальными образами. Другое дело красавец Микки – он куда более достойный предмет её помыслов. Ещё бы, ведь парень смотрит на девушку глазами поэта, невзначай дарит ей на пляже томик с пьесами и спасает её от проливного дождя. На него и переключается милашка Кэролайн, даже не подозревая об отношениях парня со своей мачехой. Теперь Микки находится как между двух огней. Несчастная же Джинни страдает от ревности и мигрени, крадёт у мужа чуть ли не последние деньги и покупает любовнику карманные часы, которые сама и выбрасывает в приступе истерии. Пока троица пытается решить свои сердечные дела, злой рок в виде гангстеров настигает Кэролайн.
К этому моменту сентиментальная драма Аллена приобретает черты то ли фарса, то ли абсурда, а эстетский видеоряд сопровождается лёгким джазом. К слову, операторская работа Витторио Стораро стоит отдельного упоминания. Блики света в каплях дождя, и переливы жёлто-оранжевых тонов – прекрасная отсылка к картинам импрессионистов. Визуальное насыщение картины создаёт особое настроение и погружает в ностальгию то ли по пространству пьес Теннесси Уильямса, то ли по невыносимой легкости бытия в новеллах Фицджеральда. Благодаря искусной режиссёрской, актёрской, операторской и сценарной работе, зритель считывает некий зазор между правдой жизни и художественным произведением. Так, в картинах великих художников, где изображены нелицеприятные картины истории, реципиент не только сочувствует судьбе героев, но и получает эстетическое наслаждение от произведения искусства. Также и в фильме “Колесо чудес” работает не столько сама история, сюжетная канва, сколько манера подачи материала и искусная работа с фактурой.
Пока же критики спорят, является ли новый фильм Аллена вершиной его творчества и почему картина не была выдвинута на премию “Оскар”, “Колесо чудес” приглашает в свои кабинки киноманов всех поколений.