«Основано на реальных событиях» - эта фраза в начале фильма или на афишах всегда подкупает зрителя. Всегда интересно смотреть не на похождения вымышленного персонажа, а на историю реального человека, которую передает режиссер через призму своего восприятия событий. Зачастую такую приписку можно встретить в картинах военной тематики, ведь героизм человека, поставленного в страшные условия военных действий, порой превосходит любые фантазии на эту тему.
В России к подобным фильмам относятся с особым трепетом, ведь у страны еще ноют раны по тем военным событиям разных лет, о которых трудно вспоминать без содрогания сердца. И тут режиссеры берут на себя большую ответственность: передать личность героев, их судьбу, момент в истории так, чтобы пробрало зрителя до глубины души, не потеряв при этом элемента достоверности.
О войне снимали фильмы и в СССР. Многие из них стали классикой, которую россияне не устанут пересматривать. В современных же военных фильмах у режиссеров есть то, чего не было у их советских учителей – технологий. Именно благодаря им фильмы о войне могут дополниться будоражащими кадрами военных баталий.
Современный зритель избалован красивой картинкой, поэтому тут сам бог велел киноделам использовать все современные киночудеса, не забывая при этом передать ту самую душу, которую российский зритель полюбил в советских фильмах о войне. Каждый режиссер волен делать акценты на разном, но в совокупности должен получиться отличный рассказ о подвигах соотечественников, в которых гармонично сплетены исторические факты и воображение. А как проверить, что фильм удался? Только временем.
Взять для примера картину Александра Котта «Брестская крепость» 2010 года. За основу фильма создатели взяли историю обороны Брестской крепости, а также показали самое начало Великой Отечественной войны. Достоверность картине помогли придать архивные документы, которые использовал режиссер и сценаристы. Большое использование графики и различных эффектов добавили фильму масштабности, ведь этого требовала сама история. Как результат – высокие рейтинги у картины даже спустя 11 лет после премьеры.
Еще один пример российского кинематографа, но уже с акцентом на личную трагедию героев – «Прорыв» Виталия Лукина, увидевший свет в 2005 году. Сюжет разворачивается уже во времена чеченской войны и рассказывает о бое у высоты 776, когда рота юнцов противостояла двум тысячам боевиков. Да, в нем тоже присутствуют сцены сражений, без которых фильм о войне не может быть полноценным, но режиссер старался передать именно боль каждого из солдат. До сих пор этот фильм любят зрители, в том числе очевидцы и участники тех военных событий, а значит, режиссер сделал свою работу качественно.
Современные режиссеры продолжают традиции своих наставников и каждый год выставляют на суд зрителей свои картины про военные времена. Сейчас, надо признать, упор идет скорее на картинку, но за основу берутся настолько сильные реальные истории о героизме российского народа, что было бы преступлением не подать их максимально ярко. В этом году нас ждет несколько сильных новинок в военном жанре, которые также основаны на реальных событиях.
Многие ждали фильма, который расскажет о подвиге советской летчицы Лидии Литвяк. Режиссеры Андрей Шальопа и Ким Дружинин взялись за то, чтобы рассказать яркую и трагичную историю молодой девушки, которая была опорой штурмовикам и воздушной подмогой наземным войскам. Так как фильм о летчице, то можно ожидать много графических сцен.
Настоящей интригой этого года стал фильм «Турист». Афиша явно дает нам понять, что фильм будет на военную тематику, но что конкретно расскажет нам режиссер, имя которого также покрыто завесой тайны – узнаем на премьере. Хочется верить, что в нем также в основу ляжет реальная история.
Уже в июне в кинотеатрах начнется показ фильма «Красный призрак» о партизане, который смог практически в одиночку заставить подразделение карателей Вермахта трепетать от страха. Судя по трейлеру, режиссер Андрей Богатырев поставил перед собой задачу максимально раскрыть душу этого «призрака», чтобы показать через него отвагу, порой граничащую с безрассудством.
Во всем важен баланс, и кинематограф не исключение. Если режиссер берется за реальные истории, то он в праве представлять её в любом виде, но сохраняя при этом достоверность и те качества, которыми обладал реальный герой. Он может использовать современные технологии или полностью обойтись без них, может рассказать о судьбе одного человека или целого народа. Важно – не забыть про «душу», которую и ищут зрители в военном кино.