Запад Технологии

Кто уронил американцам «Антарес»

08 ноября 2015

28 октября 2014 года ракета-носитель Antares потерпела крушение на 6 секунде полёта. Ракета должна была вывести на орбиту космический корабль Cygnus, который затем совершил бы стыковку с МКС.

Год спустя НАСА огласила результаты работы комиссии, расследовавшей аварию. Впрочем, предварительные выводы были сделаны сразу же ещё год назад. Причиной катастрофы объявили неполадки в работе двигателя первой ступени – AJ-26, который является модификацией советского НК-33. Зачем же было копаться целый год в горелых обломках? Для того, чтобы окончательно выяснить, что же именно вызвало эти неполадки: собственно двигатель или же его доработка компанией AstroJet.

Сразу же после аварии компания Orbital Science заявила, что приостанавливает участие AJ-26 в проекте Antares. В конце декабря стало известно, что для последующих пусков был заключён контракт с компанией “Энергомаш” на поставку 60 двигателей РД-181 (первичная поставка 20 двигателей и 2 опциона по 20 штук). И это несмотря на довольно жёсткую антирекламную кампанию, устроенную американской прессой нашим двигателям. Чтобы разобраться в этих хитросплетениях, полезно начать с начала.

Справочная литература сообщает, что Aerojet – одна из трёх американских компаний-производителей ракетных двигателей и единственная, производящая одновременно жидкостные и твердотопливные двигатели. Вероятно, именно это и определило её участие в проекте Taurus-II (так назывался проект Antares до 2011 года).

Однако, несмотря на свой статус производителя, собственно производить Aerojet ничего не стала. А закупила в России хранящиеся на складах двигатели НК-33, предназначенные для нашей так и не реализованной в СССР лунной программы. После оснащения двигателя современной электроникой, проверки на совместимость с американским ракетным топливом и внесения ряда изменений в исходную конструкцию получился AJ-26.

Почему Aerojet не создал собственный двигатель? Купить и переделать готовый советский было а) быстрее; б) проще; в) дешевле. К тому же американцы не без досады признают, что их собственные разработчики даже спустя 40 лет не смогли создать конкурента по соотношению “масса двигателя/создаваемая тяга”. В итоге вместо того, чтобы тратить миллиарды долларов и годы времени, Aerojet купила 47 двигателей НК-33 по цене 1 млн долларов за штуку. А компания Orbital Science благодаря российским двигателям и Aerojet смогла выиграть тендер НАСА на доставку грузов на МКС. 20 т восемью рейсами за 1,9 млрд долларов. Да, разумеется, есть ещё Cygnus, есть ракета-носитель и уйма иных расходов. Однако не будем забывать, что всё это имело шансы подняться в небо только благодаря советским конструкторам: “Мы вокруг этой схемы ходили десятки лет и не знали, как ее внедрить. Потому что ее разработка требовала колоссального количества денег”, – так описывает первые впечатления американцев главный конструктор СНТК им. Кузнецова Валерий Данильченко.

Но вернёмся к нашей истории. Следует отметить, что уже на этом этапе (модернизация) все претензии к российским конструкторам и производителям как минимум наполовину теряют основание. Да, в доводке НК-33 до AJ-26 участвовали специалисты Самарского НТК им. Кузнецова. Однако, во-первых, не только они, работа велась совместно со специалистами Aerojet. Во-вторых, производством 1 ступени ракеты-носителя занимались специалисты “Южмаша”.

Днепропетровский “Южмаш” стал для Orbital Science вторым подарком судьбы после AJ-26: зарплата украинских ракетостроителей немногим отличается от зарплаты работников днепропетровского Макдональдса. В результате в конце 2008 года контракт был заключён, а уже в октябре 2010 первая РН была отгружена заказчику. Как следует из отчета, задачей украинской стороны была разработка и контроль изготовления ёмкостей для топлива, баков высокого давления, клапанов, датчиков, системы подачи топлива в трубы, проводов и другого связанного с ними оборудования. То есть, проще говоря, связать двигатель и топливную систему РН воедино.

Связали, но не слишком качественно. В результате окончательным виновником признан турбонасос. Именно он взорвался первым, повредив двигатель.

В принципе американцы ещё год назад всё поняли правильно. И, несмотря на упомянутую антирекламную кампанию, просто сменили одни российские двигатели на другие, но уже не требующие переделки. Однако завершение работы комиссии даёт нам возможность порассуждать о правильных выводах ещё раз:

1. Если США собираются в ближайшие годы принимать участие в космической программе, им никуда не деться от сотрудничества с российской космической отраслью. С их стороны будет наивно полагать, что им удастся наладить долговременное партнёрство в столь сложной сфере с лимитрофом, стремительно теряющим остатки суверенитета, экономического и человеческого потенциала. Украинская ракетная отрасль выработала запас прочности, доставшийся республике в наследство от СССР. США, конечно, могут продолжать сотрудничать с “Южмашем”, однако чем дальше, тем больше это будет напоминать прикладное творчество палестинских ракетчиков.

2. Период лёгких денег в космосе по формуле “покупаем советские движки, модернизируем, получаем тендер НАСА, едем на Канары” тоже подходит к концу. Ориентир – старт серийного выпуска РН “Ангара” в 2020 году. 

 

По материалам ОднакО

Комментариев пока нет

Новости партнёров