Россия Технологии Броня крепка

Всевидящее око в поднебесье: русские «Аваксы» могут работать по любым целям

25 апреля 2017
Кто-то называет их русскими «Аваксами», кто-то – воздушными локаторами. Настоящее же наименование машин А-50 и А-100 – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления. Спектр их применения максимально широк: от обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей до управления истребительной и ударной авиацией при ее наведении на цели.

Кто-то называет их русскими «Аваксами», кто-то – воздушными локаторами. Настоящее же наименование машин А-50 и А-100 – самолеты дальнего радиолокационного обнаружения и управления.

Спектр их применения максимально широк: от обнаружения и сопровождения воздушных целей и надводных кораблей до управления истребительной и ударной авиацией при ее наведении на цели.

Эти летающие исполины могут при необходимости служить и своеобразными воздушными командными пунктами: функционал и имеющееся оснащение это позволяют.

Откуда у них способности видеть все, что происходит в радиусе нескольких сотен километров, за счет чего эти воздушные гиганты способны держаться в воздухе по несколько часов, и почему им по силам запросто вскрывать даже хваленые заокеанские самолеты-невидимки – об этом и не только расскажет журналист Алексей Егоров.

Под литерой «А»

В этом выпуске «Военной приемки» репортеры программы покажут уникальный эксперимент – как гигант А-50 вскроет в небе крошечный Ан-2, изготовленный к тому же из «неконтрастного» материала. Но сначала – знакомство с экипажем воздушного разведчика.

Пилотирует его тот же состав, что и обычный Ил-76 (самолет дальнего обнаружения выполнен на базе этого небесного грузовика), однако в состав экипажа включено подразделение боевого управления. Именно оно отслеживает перемещение целей, обрабатывает данные с локатора.

Более того, по правилам как только А-50 достигает зоны боевого применения, управление кораблем полностью переходит командиру боевого расчета. Он становится старшим на борту.

Эксперимент с обнаружением Ан-2 развалился сразу: небесный разведчик вскрыл группу этих самолетов едва ли не с момента их старта.

При этом расстояние до целей составило более 100 км. По словам ведущего конструктора А-50 Юрия Скрябина, локатор, установленный на верхней части фюзеляжа машины, обеспечивает разведку целей и наведение на них истребителей на максимальной дальности.

«Самолет обнаруживает любые объекты, – говорит он. – В том числе стеклопластиковые конструкции. Все зависит от отражающей поверхности и дальности обнаружения».

Диаметр «гриба», который смонтирован на корпусе А-50 и где прячется локатор, – более десяти метров, высота – почти два метра, а вес электронной начинки превышает несколько тонн. Эту уникальную антенну производят на базе Таганрогского авиационного научно-технического комплекса имени Г. М. Бериева. Сегодня здесь разрабатывают радиолокационную станцию для нового самолета А-100, который должен прийти на смену А-50.

Как отмечает заместитель генерального директора Концерна радиостроения «Вега» Вячеслав Михеев, данное техническое устройство выполнено на пределе возможностей и на сегодняшний день оно – самое современное устройство в мире.

«Запуск этого локатора и, собственно, нового самолета позволит опередить весь мир на целые десятилетия», – отмечает представитель концерна.

Прицельный взгляд из поднебесья

Для А-100 будут не проблемой те задачи, которые сегодня не всегда просты для А-50. Например, это касается идентификации легких либо низко летящих целей (таких, как упомянутые Ан-2). В ряде случаев этот процесс представляет определенную сложность. Для А-100 такие сложности просто перестанут существовать.

Модернизированы в новом самолете и рабочие места операторов. Они теперь оснащены новейшей электроникой, ЖК-мониторами высокого разрешения.

Генеральный директор – генеральный конструктор АО «Концерн радиостроения «Вега» доктор технических наук Владимир Верба отмечает, что «когда оператор принимает решение и выдает координаты цели средствам поражения, то он очень четко представляет себе, на каком расстоянии находится воздушная цель, что это за цель, какой это тип самолета, с какой скоростью он движется и в каком направлении».

По сути, самолет дальнего радиолокационного наблюдения будет дополнять прицельные средства истребителей, «освещая» зону боевых действий на все 360 градусов. Для этого А-100 будет оснащен по последнему слову техники. Конечно, и А-50 способен на многое.

В ходе эксперимента, самолеты Ан-2 выстроятся этажеркой в полете, что затруднит идентификацию группы. Однако стоит одной машине отдалиться, как локатор запросто определит и тип машины, и ее параметры.

Потенциал А-50 настолько высок, что его считают серьезным соперником наши «заклятые друзья». Не случайно разведчик вылетает на задания только в сопровождении истребителей. Как отмечают наши летчики, в нейтральных водах к российскому самолету постоянно подходят чужие машины.

К слову, сделать это незаметно еще ни разу получалось: А-50 видит «гостей» еще на взлете. Вскрывает наш локатор и хваленые «стелсы»: как отмечают специалисты, разницы в работе по таким целям для них нет.

Что же касается безопасности экипажа (бытует мнение, что угроза может исходить от излучения локатора), то здесь приняты особые меры. По словам заместителя командира эскадрильи майора Валерия Боровикова, стекла в пилотской кабине покрыты золотом, а внутри обитаемого пространства сооружены биоперегородки.

По всем типам целей

Не являются проблемой для российского «Авакса» и вертолеты, в том числе низко летящие и даже зависшие над землей.

Военные летчики вспоминают, как в начале 1990-х годов им пришлось участвовать в операции по обезвреживанию на Северном Кавказе террористов, захвативших заложников и на вертолете вылетевших в горные районы. Именно А-50 обнаружил и вертолет, и место его посадки. Туда был направлен спецназ, который и завершил операцию.

Интересно, что американцы свой первый AWACS на базе Boeing E-3 Sentry построили в 1975 году. Но мало кто знает, что за основу этой модели были взяты советские разработки, в частности наша идея разместить локатор в радиопрозрачном обтекателе на фюзеляже самолета.

В то же время отечественный А-50, появившийся чуть позже, получился куда лучшим. Таким он остается до сих пор.

Главный козырь нашей машины – наличие грибовидного радиолокатора, способного видеть на 360 градусов. Подобное не под силу ни одному зарубежному конкуренту.

В частности, у AWACS радиолокатор имеет треугольную форму, и он неподвижен, из-за чего во время сканирования образуются «мертвые зоны». У А-50 такой проблемы нет: его «гриб» вращается, за счет чего обеспечивает круговой обзор.

Без воздушных разведчиков сегодня не обходится ни одна серьезная войсковая операция. В Югославии натовцы не использовали AWACS, и вот результат – потеря нескольких самолетов, при том, что югославские средства ПВО были довольно слабыми.

В России А-50 помогали вскрывать объекты боевиков в ходе контртеррористических операций на Северном Кавказе, координировали работу ВВС во время операции по принуждению Грузии к миру.

Сейчас возможности машины усилены: в строй встали уже А-50У. Вся аппаратура нового самолета – цифровая. Она не только современная, но еще и легкая.

А меньший вес – это возможность взять на борт больше топлива, дольше находиться в воздухе. А-50У обнаруживает уже не только самолеты, но и, скажем, выброшенный из них на парашюте груз. А самолет нового поколения А-100 сможет разглядеть объекты даже на земле.

По словам командующего военно-транспортной авиацией генерал-лейтенанта Владимира Бенедиктова, новая машина позволит увеличить возможности разведки практически в два раза. 

«Это касается и количества обнаруживаемых целей, и наведения истребителей, и, самое главное, возможности работать по земле», – отмечает генерал.

Работы по проекту А-100 контролирует заместитель министра обороны Юрий Борисов: «Я бы рискнул сказать, что это прорывная работа, поскольку ее изюминка – это новый двухдиапазонный локатор с фазированной антенной решеткой. Это современное решение, с предельными характеристиками».

Кстати, на А-100 изменены и технические характеристики «носителя». Двигатели у базового Ил-76 будут новыми, позволяющими самолету дольше находится в воздухе.

Модернизированный Ил строят на Ульяновском авиастроительном заводе. Кстати, у конструкторов уже созрел новый проект – А-500. Универсальную антенну предполагается установить на самолет меньшего класса.

В этом случае решать задачи дальнего радиолокационного обнаружения можно будет еще эффективнее. Кроме того, как отмечает Юрий Борисов, речь может идти и о создании беспилотных радиолокационных комплексов дальнего обнаружения.

По словам заместителя министра обороны РФ, такие идеи уже предлагаются, а их реализация определит облик следующего поколения данных авиационных комплексов.

Источник

Комментарии 1

особенно по гражданским пассажирским самолетам