Россия Технологии

Тесты для настоящих машин: зачем Минобороны России испытывает новинки военной техники в условиях Арктики

03 апреля 2017

Более 2 тысяч километров - маршрутом такой протяженности прошла экспедиция, организованная Минобороны России с целью испытания в условиях Крайнего Севера новых и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники для армии. Сложнейшая трасса - от поселка Тикси (Якутия) до острова Котельный и обратно по ледовому покрытию Моря Лаптевых, проливам между островами и в прибрежной зоне – была преодолена на современных образцах снегоболотоходов, военных гусеничных машин и снегоходах. Одновременно были протестированы перспективные кузова-контейнеры, каркасно-надувные быстровозводимые палатки, средства обеспечения жизни и быта членов экипажей.

Притяжение Севера

В свое времена эти места оказались фактически брошенными на произвол судьбы. Разрушались целые города, разорялись поселки, оставшиеся без людей… Прошло два десятка лет и на этом берегу Северного Ледовитого океана вновь начинается эпоха возрождения. Россия снова покоряет Крайний Север, причем, как это часто было в русской истории, первой идет армия. Сегодня в российской Арктической зоне строятся базы, порты, аэродромы. А еще - организуются уникальные экспедиции. К слову, нынешний поход Минобороны России можно считать первым в мире. Раньше люди если и проходили этот путь, то в лучшем случае на собачьих упряжках. Здесь же по льду уверенно идет армейская техника, да и еще и та, которая реально состоит на вооружении.

В путь на арктический лед вышли уникальные машины. Например, знаменитые вездеходы ДТ-30 и ДТ-10, а также колесные вездеходы Трэкол. Главная особенность последних - наличие колес сверхнизкого давления. Такие не просто пройдут по самым глубоким сугробам, но и удержат машину на плаву в случае, если под ней проломится лед. Колеса станут как бы поплавками.

За колесными вездеходами в колоне идет гусеничный двухзвенный снегоболотоход ГАЗ-3344. Он весит 10 тонн, а его специальная конструкция позволяет штурмовать почти что вертикальные стенки. Одно из звеньев машины представляет собой комфортабельный спальный отсек, рассчитанный на пятерых пассажиров. Далее в колоне следуют вездеходы ДТ-10ПМ, весящие более 20 тонн и берущие по десять тонн груза. Но настоящий рекордсмен по грузоподъемности - вездеход ДТ-30ПМ. Он может нести почти 30 тонн, причем еще столько же весит сам. За собой машина тянет прицеп с топливом – а это еще 20 с лишним тонн веса. Уникальность этого вездехода состоит в том, что у него крайне невысокое удельное давление, то есть он легко может проходить по рыхлому снегу, болотам, по льду, обладает положительной плавучестью.

Экстремалы внутреннего сгорания


Нынешний арктический поход - от Тикси до Котельного - возглавил представитель Научно-исследовательского испытательного центра исследований и перспектив развития автомобильной техники 3-го Центрального научно-исследовательского института Минобороны России полковник Денис Винников. По его словам, вся техника перед походом прошла экстремальные лабораторные испытания на базе центра, в подмосковных Бронницах. Как отмечает главный специалист научно-технического центра Алексей Базанов, опыты проводились при температуре -50 градусов, при этом аккумуляторные батареи согласно методике «вымораживались» до -35 градусов. Но и после таких суровых испытаний машины должны были завестись всего лишь после получасового прогревания. Диапазон работы двигателей - от плюс 50 до минус 50 градусов.

Интересно, что испытания холодом в специальных камерах устраивают сегодня не только технике, но и оружию. Тестирование прошел даже зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь». Проверяется и способность техники и оружия выдерживать высокие температуры: возможности проводить такие тесты у испытателей также имеются.

«А» - значит, «арктическая»

Через 22 дня пути участники арктической экспедиции увидели землю. Остров Котельный, российская военная база «Темп». Это целый город за Полярным кругом, причем «улицы» здесь утепленные - весь комплекс устроен в помещении. А ведь еще 4 года назад на этом острове в Северном Ледовитом океане доживали свой век разве что ржавые топливные бочки да жалкие остатки аэродрома с развалинами бывшей исследовательской базы. И вот теперь на их месте - база со всеми удобствами, в том числе собственным зимним садом.

В ходе автопробега испытывалась не только техника. Проверялись возможности арктического обмундирования. В нем можно не только комфортно чувствовать себя при экстремально низких температурах, но и, скажем, не утонуть, попав в полынью. Костюм сделан из синтетических материалов и представляет собой многослойный пакет с полимерным наполнителем. Пока, правда, экзамен, устроенный военными, он не прошел. Но работы по поиску оптимального арктического обмундирования нового поколения ведутся.

Также в перечне предметов для испытаний - нетонущие ящики для оружия, которые могут быть использованы как нарты, двухэтажные облегченные раскладушки, большие экспедиционные палатки, где можно жить в 50-градусные морозы. Наша армия проверяет всю матчасть на устойчивость к холоду, ведь в последнее время по заданию Минобороны России все чаще создается техника с маркировкой «А» - арктическая. Создан даже арктический вертолет - Ми-8, способный работать в самых суровых условиях Севера.

Сегодня Россия более чем зримо обозначает свое присутствие в Арктике. Слову, наш стратегический подводный флот, способный запускать баллистические ракеты сквозь лед, и не уходил из этих широт. А вот наземные военные базы едва не были утеряны безвозвратно… Сегодня настало время восстанавливать все то, что когда-то составляло оборонную силу страны на этих рубежах.

Источник


Комментариев пока нет