Россия Технологии Броня крепка

БЖРК – наша гордость и наше будущее

10 октября 2016
На первый взгляд может показаться, что это обычный железнодорожный состав: вагоны, как у простого рефрижераторного или почтово-багажного поезда. Только на самом деле это–боевой железнодорожный ракетный комплекс. И внутри него не спальные купе для пассажиров и не грузовые отсеки, а командный пункт и ядерные ракеты.

Ракеты «Молодец» или «Скальпель», как их называют на Западе, всего за несколько минут могут достигнуть любой точки планеты и буквально стереть с лица земли небольшую страну. Один БЖРК везет 900 Хиросим! Но самое главное его качество–это неуязвимость. В отличие от ракетных шахт, которые можно вычислить и уничтожить, засечь БЖРК практически невозможно, потому что внешне  это тот же товарняк среди тысяч одновременно курсирующих по стране!

Разрабатывать боевые железнодорожные комплексы советские конструкторы начали в 70-е. Об этом мало кто знает, но решение о начале работ было принято после того, как у советской разведки появились секретные документы американских спецслужб. Согласно этим бумагам, к концу 70-х годов США планировали создать стратегические поезда, которые будут передвигаться по подземным тоннелям. По замыслам Пентагона, в час «икс» ядерные вагоны должны были неожиданно появляться из-под земли и запускать ядерные ракеты....


БЖРК

Поразительно, но американцы потратили огромные суммы на разработку проекта, однако дальше чертежей дело не пошло. Инженеры так и не смогли придумать конструкцию, которая позволяла бы впихнуть в обычный вагон ядерную ракету. Зато советские конструкторы уже через несколько лет после начала проекта провели первые испытания.

Советский БЖРК мог без остановок ехать тысячи километров. Боевой расчет был готов к тому, что приказ «ключ на старт» может поступить в любую минуту. От команды до развертывания и пуска проходило не более трех минут. Сбить же ракету на активном участке полета было практически невозможно. Ведь американские ракеты-перехватчики в основном базировалисьна кораблях и подлодках. И если старт происходил из глубины территории — с поезда — перехватить боеголовки можно было только из Космоса. А такого оружия у США не было и нет.

Когда в Пентагоне узнали о том, что в СССР созданы поезда-убийцы, это вызвало настоящий шок. Ракетные составы курсировали от Калининграда до Владивостока и нанести ответный удар по США могли из любой точки. В это сложно поверить, но в начале 90-х уникальную разработку советских конструкторов, аналогов которой в мире не было, решено было порезать на металлолом!

В июле 1985 года Михаил Горбачев — генсек ЦК КПСС – объявил мораторий на ядерные испытания сроком на несколько месяцев. Сделано это было без договоренностей с США, в одностороннем порядке. Самое любопытное, что США с радостью поддержали советскую инициативу, правда, при этом сами продолжили разрабатывать и испытывать ядерное оружие.

В ноябре 1985 года состоялась знаменитая встреча Горбачева и Рейгана. В это трудно поверить, но на ней Михаил Горбачев зачем-то пообещал продлить ещеодносторонний мораторий на испытания ядерного оружия! Некоторые историки называют уступки Михаила Горбачева настоящим предательством.

8 декабря 1987 года генсек ЦК КПСС Михаил Горбачев и американский президент Рональд Рейган подписали Вашингтонские соглашения. Обе стороны обязались избавиться от ракет малой и средней дальности. Когда в 1991 году специалисты подсчитали, сколько всего стратегического оружия уничтожили и те, и другие, то результат был шокирующим! Американцы пустили под нож 846 ракетных комплексов, а СССР объявил о «рекорде» –1846 единиц! По мнению экспертов, Горбачев одним махом разрушил то, что создавалось многими поколениями....

В 1991 году президенты Советского Союза и Америки Михаил Горбачев и Джордж Буш подписали еще одиндоговор – СНВ-1. При этом Горбачев и министр иностранных дел Эдуард Шеварднадзе сделали США роскошный подарок. По этому документу СССР сократил в 2,5 раза больше своих стратегических носителей и в 3,5 раза больше боеголовок, чем Америка! Уникальные неуловимые ядерные поезда заперли на базах. Это называлось «ограничением маршрутов патрулирования БЖРК».

Стратегические вагоны несли боевое дежурство в пунктах постоянной дислокации, без выезда на железнодорожную сеть страны. После этого их пообещали вообще уничтожить. В 1993 году между Россией и США было подписано новое соглашение о сокращении стратегических наступательных вооружений. По договору СНВ-2 российские войска должны были в течение 10 лет снять БЖРК с боевого дежурства.

В 1989 году журнал «Time» признал Михаила Горбачева не просто человеком года, а человеком 10-летия. Иностранных наград у Михаила Горбачева намного больше, чем отечественных. Более 50 зарубежных орденов, медалей, премий и почетных званий. Самое интересное — большинство из них присуждено после развала СССР. В 93-м он получил от американцев Международную награду «Совета Филадельфии по мировым проблемам». Чуть позже Джордж Буш-старший вручил ему престижную медаль Свободы. В 99-м Горбачев удостоился высшей награды Германии — Большого креста «За заслуги». Но главной наградой стала Нобелевская премия мира.

Односторонние уступки обеспечили Горбачеву влиятельную поддержку Запада. «С ним можно иметь дело», –так однажды сказала Маргарет Тэтчер, когда будущий генсек только начинал свою карьеру. Дружба продолжается и сегодня. На 80-летнем юбилее Михаил Горбачев принимал поздравления от бывших и нынешних зарубежных лидеров. Торжества проходили в роскошном лондонском Альберт-Холле в окружении звезд Голливуда и благодарных западных политиков.

Единственный из 12-ти уцелевший ядерный поезд находится в музее на Варшавском вокзале Санкт-Петербурга. Но это не боевой вариант. БЖРК-экспонат пылится на вечной стоянке. Некогда грозное оружие было щитом, защищавшим нашу страну уже самим фактом своего существования. И совсем недавно было принято решение снова включить «зеленый семафор». Уже идут научно-исследовательские работы по воссозданию боевых железнодорожных комплексов. Возвращение легенды обещают к 2020 году.


Комментариев пока нет

Новости партнёров