Россия Технологии

Мирный атом

16 декабря 2016
Что ждет туриста на Курской АЭС?

Промышленный туризм набирает все большую популярность в мире. В России же эта индустрия находится практически в зачаточном состоянии, однако и в нашей стране есть заводы, фабрики и другие производственные предприятия, готовые принимать путешественников. Журналист «Ленты.ру» Тимур Юсупов и фотограф Иван Гущин отправились в город Курчатов и побывали на Курской АЭС, которая 15 декабря отпраздновала 40-летие.

Протяженность машинного зала Курской АЭС — 800 метров. Четыре энергоблока вырабатывают по 1000 мегаватт каждый.

Безопасности на АЭС уделяется первостепенное внимание. Именно поэтому туристам сложно попасть на станцию: посещение возможно лишь в составе организованной группы и в сопровождении сотрудников АЭС.

На Курской АЭС эксплуатируется тот же тип реактора, что и в Чернобыле. Посетители в реакторном зале могут наблюдать излучение Вавилова-Черенкова — свечение, возникающее при охлаждении отработанного ядерного топлива в бассейне.

Радиационный фон на станции, даже в реакторном зале, совершенно незначительный. Он поднимается лишь во время замены энергетических элементов — циркониевых трубок с ядерным топливом, однако в такие моменты к реактору никого не допускают.

На некоторых АЭС посетителям разрешают находиться в собственной одежде, однако в Курчатове всех на входе переодевают в белые костюмы и выдают каски. Если человек случайно заденет рукой какую-нибудь «фонящую» поверхность, на белой ткани это сразу будет заметно. Кроме того, на входе и выходе посетители проходят дозиметрический контроль.

ТВСы (тепловыделяющие сборки) — циркониевые трубки с топливом (диоксидом урана) ждут загрузки в реактор. В день требуется замена одного-двух элементов. Всего на плато реактора («пятак», как называют его работники станции) располагается 1693 блока. РБМК — единственный российский тип реактора, где перегрузку топлива можно производить на ходу. Вес машины, которая осуществляет перегрузку, составляет 480 тонн, ею управляет оператор, который во время процесса находится за стеклом в соседнем зале.

Блочный щит управления (БЩУ) — мозг АЭС. Сюда стекается информация со всех систем и элементов энергоблока. Отсюда происходит процесс управления. Туристам в БЩУ находиться разрешают, однако просят не заступать за начертанную на полу красную черту.

У работников АЭС помимо ручных дозиметров есть специальные кассеты, которые меняются раз в квартал. По ним можно узнать, сколько радиации тот или иной сотрудник накопил за это время. Годовое облучение на станции сопоставимо с тем, какое человек получает при флюорографии.

На современных АЭС все управление цифровое, однако оно дублируется аналоговыми панелями — в целях безопасности. В случае аварийного отключения электроэнергии операторы смогут держать контроль над станцией.

При каждой российской АЭС функционирует музей. Здесь туристы могут увидеть макет АЭС и ознакомиться с принципами работы электростанции, а также совершить экскурс в историю атомной энергетики.

На схематической карте можно увидеть все АЭС мира, цвет лампочек показывает, реакторы какого типа эксплуатируются на той или иной электростанции.

Мало кто знает, что эксперимент, ставший причиной аварии на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС, должен был проводиться на Курской. Этому помешал первый главный инженер станции Том Петрович Николаев, который наотрез отказался проводить какие-либо эксперименты на работающем реакторе. Экскурсоводы музея рассказывают, что Николаева пытались «сломать» через руководство, вплоть до верхушки КПСС, однако инженер настоял на своем.

Рядом со станцией полным ходом идет строительство Курской АЭС-2, первый энергоблок которой будет введен в строй в 2021 году. Тогда же сегодняшнюю станцию выведут из эксплуатации. По планам, ее полностью сравняют с землей. Одна из первых советских АЭС превратится в зеленую лужайку.

Источник

Комментариев пока нет