Россия Технологии

Кто спасет "АвтоВАЗ"?

19 апреля 2016
Глава Минпромторга Денис Мантуров заявил, что правительство пока не планирует поддерживать "АвтоВАЗ". Сможет ли новый варяг, президент "АвтоВАЗа" Николя Мор, исправить ошибки старого руководства?

Совсем недавно новым президентом АвтоВАЗа вместо Бу Андерссона стал Николя Мор, который последние два года возглавлял бизнес Renault в Румынии и был президентом румынского завода Dacia.

По мнению гендиректора «Ростеха» Сергея Чемезова, слова которого приводятся в сообщении АвтоВАЗа, задача Мора — создать высококонкурентный продукт, увеличить долю рынка.

«Все эти задачи будут стоять перед новым руководителем. Мы рассчитываем, что он с ними справится», — сказал Чемезов.

Но выясняется,что и гендиректор «Ростеха» (у госкорпорации блокпакет предприятия) Сергей Чемезов и гендиректор альянса Renault-Nissan (контролирует «АвтоВАЗ») Карлос Гон покинут совет директоров ОАО «АвтоВАЗ». Как говорится в сообщении компании, годовому собранию акционеров «АвтоВАЗа» будет предложено вывести их из состава совета.

Возглавит совет заместитель гендиректора «Ростеха» Сергей Скворцов. Скворцов участвовал в раскольцовке системы собственности «АвтоВАЗа» и поиске индустриального стратегического партнера для предприятия, которым в итоге стала Renault.

Совет покинут также первый заместитель гендиректора «Ростеха» Владимир Артяков, Жан-Кристоф Кюглер (в настоящее время занимает пост исполнительного вице-президента и директора по производительности Renault), а также экс-президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон, благодарить которого за два года работы на тольяттинском заводе акционеры не стали.

Сможет ли новый варяг исправить ошибки старого?

У 56-летнего Мора два высших образования — математика и инженера, а также степень MBA. В структурах Renault он работает с 2000 года: прошел путь от директора по закупкам запчастей и аксессуаров до вице-президента Renault-Nissan по закупкам двигателей, коробок передач и трансмиссий. С 2006 по 2008 год был директором завода Dacia в Румынии, а в январе 2014 года стал президентом компании.

Судя по всему, работал совсем неплохо.

По масштабу производства АвтоВАЗ примерно соответствует Dacia, на российском заводе также ведется сборка моделей на платформе Logan. Но финансовое положение у АвтоВАЗа хуже. Тольяттинский завод убыточен с 2012 года. В 2015 году завод получил рекордный за всю историю убыток 74 млрд руб., производство сократилось на 11%, до 465,5 тыс. автомобилей, с учетом контрактной сборки. В заключении к отчетности за 2015 год Ernst & Young усомнилась, что предприятие сможет работать.

Российский автомобильный рынок сокращается четвертый год подряд. С пиковых значений 2012 года в 2,9 млн автомобилей рынок по итогам 2015 года может сократиться до 1,1 млн машин. Lada агрессивно вытесняют с рынка иностранные конкуренты.

Первое, что нужно сделать новому главе АвтоВАЗа, — решить проблему дорогих комплектующих (на компоненты приходится порядка 75% себестоимости Lada) и повысить уровень локализации производства, считает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Мору придется наращивать экспорт, чтобы компенсировать падение продаж на внутреннем рынке, а также продолжить начатую Андерссоном оптимизацию затрат, добавляет Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала».

В среднесрочной перспективе АвтоВАЗу будут нужны новые модели, продолжает Беспалов. По мнению Удалова, заводу не помешает и диверсификация производства, например, за счет развития компонентного бизнеса для других автопроизводителей и отраслей.

Сокращения персонала, которые стали одной из причин отставки Бу Андерссона, Мору, возможно, проводить не придется, предполагает Удалов: штатная численность завода близка к оптимальной. Но, оговаривается эксперт, все будет зависеть от ситуации в экономике и темпов восстановления рынка. Рост продаж подтолкнет АвтоВАЗ к российским поставщикам, уверен первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев.

Задача от министра

Глава Минпромторга Денис Мантуров считает, что основной задачей нового главы АвтоВАЗа Николя Мора должна стать ориентация на российских поставщиков комплектующих. Этот вопрос в последние годы стал ключевым в работе АвтоВАЗа. С приходом на завод Бу Андерссона в 2013 году баланс закупок комплектующих стал смещаться в сторону иностранных компаний.

Правительство поддерживать не планирует!

При подведении итогов работы АвтоВАЗа в 2015 году акционеры договорились докапитализировать завод: Renault-Nissan окажет финансовую поддержку, «Ростех» готов конвертировать до 52 млрд руб. долга. 

Мантуров отметил, что правительство пока не планирует поддерживать АвтоВАЗ: «Мы никаких инструментов финансового характера не предусматривали. И я считаю, что на сегодняшний день такой необходимости в этом нет».


Комментарии 1

Бу Андерсен сделал много хорошего, убыток в 1млрд$ это много, очень много, но он боролся с 'тольяттинским бизнесом' типа, покупаем в Китае, перепаковали и на завод, а когда рубль упал сдержать рост 'поставщики' не могли, так собственного производства у них не было, одни 'понты', ну и + брак, который из-за отсутствия производства никто не исправлять и не мог этого сделать, вот и пришлось выходить на непосредственных производителей. А сколько при нем запустили новых моделей, новому Гендиректору на долго хватит. Зря его сняли... Новый руководитель, мне кажется продолжит туже 'линию'. Нужно развивать производство в России, а не делать вид.
Новые модели, это конечно плюс. Бешеное падение локализации (рост зависимости от импортных запчастей) - большой минус. Какой смысл собирать "как-бы российские автомобили" из ниссановских и реношных запчастей?

Новости партнёров