Россия Технологии

Фехтовальщик с ядерным клинком

26 сентября 2017
Его характеристики были одним из самых желанных советских секретов для западных разведок, а по боевой эффективности он оставлял позади своего американского коллегу и одноклассника. За характерную форму и возможность нести атомный заряд наши пилоты дали ему прозвище «Ядерный чемоданчик», а НАТОвцы назвали его «Фехтовальщик».


Он – это Су-24. Советский фронтовой бомбардировщик с изменяемой стреловидностью крыла. Первый полёт совершил в 1967-м, на вооружение был принят в 1975-м. Стал первым всепогодным и круглосуточным ударным самолётом советских ВВС, первым самолетом Военно-воздушных сил, на котором применялась система катапультирования, обеспечивавшая спасение экипажа практически на всех режимах полета, включая этапы нахождения на земле. Представлял из себя сложный авиационный боевой комплекс, интегрировавший в себе последние на момент создания достижения самолето- и двигателестроения, аэродинамики, авиационного оборудования и вооружения.

Подобная инновационность послужила причиной капризности самолёта и большого количества лётных происшествий. Предвидя подобное, конструкторы продублировали большинство систем, заодно повысив и боевую живучесть бомбардировщика. При этом КБ и заводы-производители тщательно отслеживали каждое происшествие и, в итоге, довели самолёт до требуемого уровня надёжности.

Для обеспечения круглосуточности и всепогодности бомбардировщик оборудовали прицельно-навигационной системой ПНС-24 "Пума-А". В ее состав входили: радиолокатор переднего обзора (РПО) "Орион-А" с дальностью обнаружения типового объекта 150 км. РЛС могла выделять даже малоконтрастные цели на фоне земли и воды, по ее данным можно было выполнять бомбометание всеми типами свободнопадающих бомб. Для поражения радиоизлучающих объектов противника служила пассивная радиолокационная станция (ПРС "Филин") обнаружения наземных РЛС и целеуказания ракетам с ПРГСН взаимодействующая с первой в СССР ракетой, разработанной специально для самолетов фронтовой авиации - Х-28 (Д-8, изд. 93, проектируемая для Су-24 ракета Х-24 (Х-58) была пока не готова).

Первые серийные Су-24 имели старую станцию "Филин", взаимодействующую с ПРГСН -28 ракет Х-28 опытных и установочных серий. Затем на серийные машины стали ставить усовершенствованную аппаратуру "Филин-Н" под ПРГ-28М серийных ракет. Головка ПРГ-28М имела две различные модификации, к которым впоследствии добавилась еще одна, и была рассчитана на четыре, а с учетом третьей модификации ГСН - шесть рабочих диапазонов, что перекрывало практически весь спектр частот РЛС, использовавшийся наземными и морскими ЗРК вероятного противника. Кроме того, она теоретически позволяла поражать станции связи, хотя последующий небольшой опыт ее применения в этом качестве дал отрицательные результаты. Эта ракета имела большую дальность - до 45 км при пуске с малых и до 75 км - с больших высот. Это позволяло уничтожать РЛС большинства наиболее распространенных в то время зенитных ракетных комплексов вероятного противника, не входя в зону их поражения. Кроме того, Х-28 была первой советской тактической ракетой класса "воздух-поверхность", которая могла снаряжаться ядерной боевой частью.

Су-24 одновременно получил и второй тип управляемого оружия. Против оптически контрастных целей, типа зданий и сооружений или кораблей и судов среднего тоннажа, предназначалась ракета Х-23М "Аркан" (изд. 68М). Для ее наведения использовалась радиокомандная радиолиния "Дельта" и теплопеленгатор "Таран-Р", предназначавшийся для постоянного определения относительного положения УР по работающему трассеру. Для применения ракеты Х-23М было необходимо, чтобы цель можно было визуально обнаружить на фоне земли или воды. После выделения цели требовалось просто наложить на нее прицельную марку электронно-оптического визира "Чайка" и удерживать ее до попадания ракеты. «Чайка» обеспечивала и прицеливание при применении бомб, НУРС, установок СППУ-6 с подвижными орудиями ПП-6-23. Их стволы могли отклоняться вниз на угол до 45 и в стороны на 12 градусов. Этот же прибор служил и для прицеливания при пуске НУРС всех типов.

Для Су-24 было предусмотрено применение новейших тогда 80-мм ракет С-8 из двадцатизарядных блоков Б-8М, а также тяжелых С-25, запускавшихся из индивидуальных ПУ. Позже к ним присоединились также НУРС "промежуточного" класса С-13 калибра 122 мм, которыми снаряжались пятизарядные блоки Б-13. Помимо ударного оружия, Су-24 способен нести и пару оборонительных ракет Р-55М класса воздух-воздух

Уже в 1976 году Су-24 был модернизирован до Су-24М. Модернизированный самолёт получил прицельно-навигационную систему ПНС-24М «Тигр-НС», бортовой комплекс обороны, более современное радионавигационное и связное оборудование, незначительно изменился планер и немного удлиненна носовая часть, доработано электрооборудование и гидросистема. Благодаря установке на самолёт нового прицельного комплекса, стало возможным штатно применять боеприпасы с лазерным, телевизионным и телевизионно-командным наведением — корректируемые бомбы и ракеты. Кроме того, самолёт научился в автоматическом и полуавтоматическом режиме совершать полёт с огибанием рельефа местности на высоте от 50 м. Следующая модернизация случилась уже на рубеже столетий и затронула только бортовое оборудование.


На основе Су-24М была создана экспортная версия, которую закупал рад стран Ближнего востока. Разведывательная версия (Су-24МР) отличалась отсутствием ударного вооружения и несла на борту панорамный фотоаппарат, телекамеру "Аист-М", станция инфракрасной разведки "Зима" и другое разведывательное оборудование.

Кроме того, существовал постановщик помех (Су-24МП), отличающийся от базового для себя Су-24М формой носа и использовавшийся в качестве самолёта радиоэлектронной борьбы. На него вместо РЛС "Орион" был установлен комплекс РЭБ "Ландыш".


Су-24 и его модификации имеют довольно богатую историю боевого применения отечественными ВВС/ВКС. Самолёт успел повоевать в Афганистане, Чечне, Грузии и Сирии. Кроме того, самолёт принимал участие в конфликтах на территории бывших советских республик, в том числе на территории Украины.

Помимо ВВС СССР, поступил на вооружение морской авиации, где называется штурмовиком. Более 40 лет остаётся в строю, но с самого начала службы заработал репутацию сложенной и капризной машины, но любим экипажами. Представлял собой достаточно эффективный фронтовой бомбардировщик и даже, демонстрируя возможности современных российских средств РЭБ) смог превратить американский эсминец «Дональд Кук» в большую бесполезную лодку. В настоящее заменяется современными Су-34. В морской авиации ему на смену приходят МФИ Су-30СМ.

Тактико-технические характеристики:

Экипаж - 2 человека; - длина самолета - 22,67 м;

- высота - 5,92 м;

- размах крыла - от 10,37 м (при стреловидности 16 градусов) до 17,64 (при стреловидности 69 градусов);

- масса пустого самолета - 21 тыс. 200 кг, нормальная взлетная - 32 тыс. 300 кг, максимальная взлетная - 39 тыс. 700 кг;

- максимальная скорость полета - 1 тыс. 700 км/ч;

- боевой радиус действия - 600 км;

- практический потолок - 11 тыс. м;

- перегоночная дальность - 3 тыс. 55 км;

- вооружение и боевая нагрузка - шестиствольная пушка ГШ-6-23М калибра 23 мм (боезапас - 500 патронов) и до 7 тыс. кг на восьми узлах подвески - бомбы от 100 до 1 тыс. 500 кг, бомбовые кассеты или контейнеры малогабаритных грузов, блоки неуправляемых ракет, управляемые ракеты классов "воздух - воздух" и "воздух - поверхность", до трех съемных подвижных установок с пушками. Может нести тактическое ядерное оружие (бомбы).

Тактический (он же фронтовой) бомбардировщик – это самолёт, предназначенный для уничтожения объектов в оперативном тылу противника. В настоящее время с подобными задачами могут справляться и многофункциональные истребители (МФИ), однако их реальная ракетно-бомбовая нагрузка меньше, чем у специализированных машин. Кроме того, частично схожие с фронтовым бомбардировщиком задачи (уничтожение бронетехники, колонн снабжения, скоплений войск) выполняют штурмовики.

Из-за подобных перекрещиваний в функциях многие страны предпочитают использовать в качестве тактических бомбардировщиков МФИ, урезая возможность вести воздушный бой в пользу увеличения бомбовой нагрузки и количества топлива. Однако, это лишь полумера. Самый известный пример – американский F-15E, способный либо нести много бомб, но не далеко, либо взять побольше горючего в ущерб нагрузке оружейной. Эффективность применения данной модификации для воздушных боёв заметно ниже, чем у чисто истребительных версий F-15.

В России есть МФИ, способные поражать наземные цели – это Су-30СМ, Су-35 и МиГ-29СМТ. Первые два прекрасно показывают себя в Сирии, третий прибыл туда недавно, однако сведения о применении им ракетно-бомбового вооружения уже есть. Обладаем мы и штурмовиками Су-25, не одно десятилетие доказывающими свою эффективность и полезность. Но на вооружении наших ВКС стоят сразу два именно фронтовых бомбардировщика – Су-24 и Су-34.


Источник


Комментариев пока нет