Россия Общество Без дураков

Россия 2016. Особенности переходного возраста и перспективы взросления.

11 июня 2016
Кто я? Кто мы? Ответы определяют наше отношение к Дню России

Не всякий народ способен устроить из себя государство.

Борис Чичерин


Снова молодая

12 июня страна празднует День России. Пожалуй, это единственный праздник новой России, масштаб празднования которого с каждым годом растёт, что свидетельствует о народном принятии его.

В чём секрет этого успеха? Этого праздничного единства власти и народа? В чем его современные особенности? Какие перспективы дальнейшего взаимодействия власти и общества могут на этом сформироваться для пользы страны? Постараемся рассмотреть основные аспекты ответов на эти вопросы.

В 2016 году День России празднуется в 14-й раз. Хотя истоки этого праздника начинаются в 1990 году (год парада суверенитетов и избрания Б.Н. Ельцина главой РСФСР), отсчет праздника нужно вести с 2002 года, когда он был так назван официально. Вначале был предложен «День независимости России». Но независимость от фашизма празднуется 9 мая. А независимость от дореволюционной России праздновалась 7 ноября. Для 12 июня оставался только один вариант независимости – от советского прошлого. Развал экономики страны, парад суверенитетов, разгул бандитизма, коррупция и продажность чиновников, обнищание народа, убыль населения – празднование такой реализации независимости было бы пиром во время чумы. Уже вторым за 20 век пиром под девизом «до основанья, а затем…». Хватит с нас и первого в 1917 году, в результате которого мы стали «Иванами не помнящими родства»…

«День развала СССР» не получил поддержки, как не соответствующий здравому народному и государственному смыслу. Да, Борис Ельцин был пьющим, но он был русским пьющим. Поэтому для исправления культурно-исторического разрыва между властью и народом он сначала неофициально предложил в 1998 году назвать этот праздник «Днём России». А потом официально передал верховную власть никому не известному Владимиру Путину. Если бы он передал её кому-то из известных «членов семьи», например, Е. Гайдару или А. Чубайсу (на что по теории вероятности рассчитывали наши «друзья»), то сегодня мы не то чтобы Крым вернули, но ещё много чего потеряли. Слава Богу, история не терпит сослагательных наклонений!

И если «день независимости» ассоциируется в народе с отказом от собственного прошлого, то «День России» – это возврат к своим историческим устоям (от которых мы отвратились в 1917 г.), это строительство нашего будущего на более чем тысячелетнем духовном и культурном фундаменте. 90-е годы – это лишь наше зачатие. Годом рождения новой России по праву можно признать 2002 год. Когда после периода полураспада страны обрели силу тенденции сохранительные, объединительные и собирательные. Сила эта питалась народным духом, но могла стать реальностью только в результате официального утверждения. Именно единение духовных устремлений народа и официальных решений власти олицетворяет «День России». И мы с радостью празднуем это личное, общественное и государственное единство с собственной историей. Потому что не знающие своей истории не имеют достойного будущего.

Кто я? Кто мы?

Аналогия возрастных этапов личностного и общественного развития имеет достаточную научную проработку. Данный подход позволяет не утонуть во множестве внешних политических, экономических и прочих факторах современного состояния нашего общества, а определить его внутренние, сущностные аспекты. Можно ли без осознания своей уникальной сути «я» и «мы» уверенно определить именно наше направление развития, очередность и эффективность шагов на этом пути?

А что вообще мы должны осознать? Какие этапы самоидентификации проходит каждый человек? Самый простой вариант осознания «я – это Я!». Он же самый мутный и неосознанный, потому что «я» не может существовать без «ты», при этом «я» и «ты» обретают себя в «мы». Самоидентификация складывается не столько из ощущения собственной неповторимости, сколько из осознания своего единства с чем-то снаружи, с чем образуется внутренняя духовная, очень индивидуальная связь. С момента рождения мы осознаем:

  • собственную уникальность,
  • почти физическое единство с мамой,
  • единство с семьёй,
  • единство с родом,
  • единство с друзьями,
  • единство с какой-то системой ценностей,
  • единство с малой родиной,
  • единство с национальностью,
  • единство мужчины и женщины,
  • единство с нацией и большим отечеством,
  • единство с человечеством и Землёй,
  • единство с Богом – Творцом всей Вселенной.

Важно, что единство – это жизнеутверждающая связь своего/нашего внутреннего и внешнего мира. Она формирует силу духа человека и народа, способность к самостоятельным действиям, согласованным «с …». Степень осознания у всех разная. Поэтому вместо «осознаём» точнее будет сказать «можем осознать». Скорость данного процесса тоже индивидуальна. Одни свою связь с Богом осознают в детстве, другие отрицают её всю жизнь. Кроме факторов единства, мы познаём и множество аспектов разобщения – это жизнеразрушающая связь. Степень усвоения тех и других, расстановка между ними приоритетов – это зависит прежде всего от эмоциональной связи с ними. Она определяет степень и направление мотивации людей, их жизненную позицию.

В результате мы имеем большое разнообразие личностей. Одни к переходному возрасту осознают себя как тело, служа его интересам всю жизнь и усиливая эту связь, нередко в ущерб всем остальным другим связям, даже с мамой (что уж при этом говорить про связь с отечеством!). Другие – как единство тела и сознания, добавляют к потребностям (а порой и в ущерб им) тела ещё и интеллектуальные развлечения. Третьи – как единство «душа+сознание+тело», стараясь обеспечить их повседневную гармоничность, реализуя практическую духовность. Взаимодействия с другими людьми базируются на этих осознаниях себя. Поэтому любой другой «ты» – это тоже просто тело, или тоже умный в какой-то степени, или тоже божественная душа.

Если «я» – это лишь тело с мозгами, то нужно сейчас пожить в своё удовольствие. Для чего такому человеку определять разницу между выгодой и пользой? Способен ли он к ясному стратегическому планированию и достижению долгосрочных целей? Насколько склонен к коррупции, если желает удовлетворения своих телесных прихотей? Ответы на эти очень практические вопросы – выражение жизненной позиции человека, находящейся в прямой связи осознания «единства с …».

В одних и тех же условиях люди по разному оценивают себя и свои цели. «Я таскаю кирпичи и песок», «я зарабатываю деньги для семьи», «я строю храм» это варианты наполненности внутренним смыслом одного и того же внешнего действия. Работа и зарплата одинаковая, а вклад в качество строения совсем разный. Какие люди нам нужны для строительства собственной страны?

«Я, конечно, атеист, но я атеист православный» – очень наглядный пример «ясности» современного осознания. В результате в наших учебниках появляется такой «замечательный» синтез: «человек произошел от обезьяны по образу и подобию Божьему». Явные признаки смутного времени…

Особенности переходного возраста

Такие же признаки были в России в начале 20 века. С точки зрения ясности самоосознания «я» и «мы», почти весь 20 век можно признать смутным временем для России. Вначале всё общество (простой народ и тогдашняя элита дворян, буржуазии и интеллигенции) не смогли устоять от материальных соблазнов индустриализации. Почему мы отвернулись от уникальной русской государственной идеи «Православие. Самодержавие. Народность», какая нам была нужна тогда? Почему в разгар 1-й мировой группа патриотов настояла на отречении патриота Николая II? И к чему это привело царя, народ и элиту в 1917 году? А на Гражданской войне с обеих сторон сражались разве не патриоты России? Потом, отвернувшись от Бога и убив царя, элита утвердила космополитную идею «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» и попыталась построить социализм в отдельно взятой стране.

Но попытка построить материальное благополучие в ущерб духовной свободе была обречена в России на провал.

Как и 100 лет назад, Россия вновь стоит перед решением той же самой задачи: каким путём идти дальше? Но уже в более суровых условиях. Существенно возросли за 20 век материальные соблазны. Православие, сохраняя свою религиозную полноту, находится на этапе восстановления духовного авторитета в обществе. К прежним «друзьям» России в лице Англии и США добавились международный терроризм и сформировавшиеся глобальные структуры финансового капитала. Среди политической, экономической и интеллектуальной элиты вопросы своей российской культурно-исторической идентификации по-прежнему не пользуются популярностью. Большинство элиты и народа являются «Иванами не помнящими родства». Информационная война расширила масштабы и улучшила свои формы, бьющие в первую очередь по историческому фундаменту осознания «единства с…», чтобы лишить нас возможности к согласованным действиям. Не прекращаются попытки смены власти, лидером которой является Владимир Путин. Во многом благодаря его личным усилиям обеспечено сохранение страны и реальное становление новой России. Увеличиваются объёмы производства, переоснащается армия и флот. Поэтому риски физического устранения нашего Президента вполне реальны. Учитывая исторический опыт России – скорее всего со стороны ближней политической и экономической элиты.

14-летний возраст имеет очень большое значение в развитии каждого человека и в становлении общества. Основные его особенности в том, что это этап кризиса идентичности, проблема идентификации. От качества решения этой проблемы зависит успех и эффективность дальнейшего взросления. На этапе «детство» главная задача сохранить и накормить, при этом неизбежно ручное управление со стороны родителей. Подростковый период «я» требует перехода на полуавтоматический и автоматический режимы взаимодействия «мы» для решения задачи самостоятельного раскрытия творческого потенциала. Энергии общественным организмом накоплено уже достаточно много, она активно каждый день требует выхода и преобразования. Нужна идея, к реализации которой будет этот потенциал приложен.

Весьма символичным в этом плане стал Санкт-Петербургский медиафорум ОНФ «Правда и справедливость» в апреле 2016 года. Можно сказать, итоговой темой всего медиафорума стала именно национальная идея. Журналист из Уфы Николай Бажин поделился с Президентом России душевной болью об отсутствии у него ясного понимания «В чем суть национальной идеи России?» и выразил желание принять активное участие в её формировании. Вилли Виммер, бывший вице-председатель парламентской ассамблеи организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, удивился этому и перечислил понятные ему ценности России. Владимир Путин пояснил, что это общечеловеческие ценности, но кроме них для нас важны именно свои ценности, чувство национальной идентификации. И «одна из основных составляющих нашего самосознания национального, одна из ценностей и идей – это патриотизм». Может быть, его ответ удовлетворил В. Виммера, но он не смог удовлетворить Н. Бажина и многих других россиян.

Патриотизм – настолько широкое понятие, что проявляется в самых разных формах. «В драке не выручат, в войне победят», - этот афоризм Жванецкого как раз о формах патриотизма. На войне есть большая стратегическая идея, ради которой можно «не щадя живота своего». Ясная и очевидная, во время войны легко выражаемая через патриотизм. Гораздо сложнее обстоит дело в мирное время. На государственном уровне патриотизм Зюганова практически не стыкуется с патриотизмом Жириновского. Даже в семье мы нередко видим не просто различия, а принципиальное противостояние патриотизмов. Например, родных братьев Игоря и Анатолия Чубайса. Оба анти-коммунисты, но один верующий, а другой либерал-глобалист, ненавидящий Достоевского. Почему так происходит? Потому что в ранние периоды своего развития каждый по-разному ответил на вопрос «Кто я?».

Можно признать состоявшимся фактом – строительство государственного фундамента на основе патриотизма завершено. Но всё время жить в фундаменте нельзя. Для дальнейшего проектирования и строительства архитектуры нашего государственного здания необходим образ-идея, определяющая план его строительства и эффективной эксплуатации в условиях глобальной экономики.

Образ-идея России

Какая идея может стать не то что национальной, но государственной идеей многонациональной России с учётом полученного положительного и отрицательного опыта 20 века и тысячелетней нашей истории?

Прежде всего, определим какими качествами эта идея должна обладать. Несомненно, она должна решать двуединую задачу: раскрытие творческого потенциала каждого человека и процветание страны в целом. Для эффективного решения этой задачи она должна быть не просто носителем исконных ценностей народа, но оформлять его историческую уникальность. Тем самым становясь образом-идеей. Потому что в современном мире только уникальное может быть глобальным. И только уникальное способно обеспечить высокую прибавочную стоимость.

Кроме этого, наш личный опыт говорит, что на дальнейшее развитие человека и его успехи в жизни более всего влияют усвоенные им к 14-летнему возрасту морально-нравственные принципы семьи. Названные ранее формы осознания «единства с …» выражаются в убеждениях «не убий», «не укради», «нельзя ударить женщину», «нужно защищать слабого», «нужно помогать детям и старикам» и т.д. Верность этим убеждениям, которые являются фундаментом личного образа-идеи, обеспечивает подпитку сил человека из запасов духовного и культурно-исторического богатства, накопленного его семьёй, родом и т.д. Степень осознания единства с ними позволяет нам перевести любые объёмы исторического капитала из пассива в актив. В пассиве, в потенции весь более чем тысячелетний духовный и культурно-исторический капитал России, в активе – только то, что является моим мотивом в повседневных делах. В дальнейшем мой успех закладывается именно преемственностью внутреннего дела жизни близких мне по духу людей, приращением нашего духовного и морально-нравственного капитала.

Исходя из этого, в качестве современного государственного образа-идеи необходимо взять нашу историческую идею раскрыть её внутренне содержание. Выявив для ясного осознания глубинные, сущностные, духовные её аспекты. Такой идеей является триада «Православие. Самодержавие. Народность». Творческая переработка необходима не только для учёта современных условий, но и потому, что описание идеи касалось более всего внешних качеств аспектов триады. Такой подход уже показал историческую неэффективность. Нам нужна ясная внутренняя суть образ-идеи. В таком осмыслении нам помогут работы славянофилов, начиная от А.С. Хомякова, и наш личный опыт 20-21 веков.

Сегодня православие пока ещё не в состоянии стать объединяющим фактором даже русского народа, не говоря уже об остальных. Внутренней сутью православия является её соборность. Это уникальное русское понятие, не имеющее аналогов в других языках. С духовной стороны соборность полностью отвечает завету Сергия Радонежского «Взирая на единство Святой Троицы, побеждать ненавистную рознь мира сего», а со светской стороны олицетворяет свершившееся именно под этим девизом собирание разных народов. И в духовном и в материальном мире она истекает из свойств Святой Троицы: самостоятельность каждой её ипостаси и высокая согласованность их действий. Настолько высокая, что воспринимается как действие единого целого. Соборность – это свободное единство во множественности. Поэтому соборность является необходимым условием согласования личной свободы, творческого раскрытия человека и коллективной общности государственных интересов. Условием формирования доверия между народом и властью и критерием качества их согласованных действий на благо Отечества. На личном уровне соборность – это способность и умение воплотить красоту своей души в реальные дела.

Распространенным внешним синонимом понятия «самодержавие», к сожалению, стал термин «авторитарная власть». Но это не может прояснить: почему авторитарная власть была в разные времена и в разных странах, а самодержавие только в России? Здесь есть более существенные внутренние особенности. На наш взгляд, самодержавие как форма государственного управления невозможна без народной державности как сути самоосознания. «Държа» – старославянское слово, означает «власть». Внешние её признаки – управлять кем-то или чем-то. Внутренние её свойства – держать ответ за качество управления. Управление – это у-пра-воление, то есть приложение своей воли (как силы духа) для изменения действительности в правильном направлении. На Руси издревле «сила – в правде», и правда не от человеков, а от Бога. Значит, ответ за направление своего волеприложения каждый держит перед Богом. Направления может быть только два: к Богу или против Бога. Самодержец был помазанником Божьим не только по материальным благам, но и по степени ответственности перед Творцом за всю страну. Каждый представитель народа (включая элиту) был державником на своём месте. Таким образом, державность означает единство ответственности всех сословий перед Богом за качество своей деятельности для себя лично и благо всего Отечества в деле воплощения Божественных заветов на земле. Это вовсе не означает строительство земного рая, потому что рай – понятие горнее, небесное. И попытки его земного строительства приводят неизбежно к недопустимому обожествлению государства. Это противоречит известному «Богу – богово, Кесарю - кесарево».

По отношению к народности необходимо сказать, любая идея наполняется жизнью именно внутренним народным приятием, даже если власть эту идею не поддерживает. Так, например, народ России (да и многие иностранцы тоже) уверен, что на нашем гербе изображен Георгий Победоносец, хотя это не имеет своего официального утверждения органами власти. Но качество проектирования, строительства и дальнейшей эксплуатации государственной архитектуры полностью зависит от степени осознанного единства власти и народа, включая элиту. Условием осознанности духовных принципов является их официальное утверждение. Без этого какие-либо согласованные действия невозможны. А именно они, а не конкуренция (в переводе - противоборство) имеют максимальную эффективность. Ведь конкуренция – это противоборство, а соборность и согласованность – это сотрудничество. Долго ли протянет единый государственный организм, если его органы будут заниматься противоборством? А если они будут сотрудничать – какова будет эффективность организма? Народность – это не простой люд или чернь, это единство всех сословий. И эта согласованность достигается тогда, когда каждый человек видит в образе-идее своё место. Тогда он поймёт, как должен действовать на своем поприще, на своём месте служению Отечеству, воплощая в свою и общественную жизнь принципы соборности и державности. Народность – это не демократия, иллюзорная власть большинства, когда всегда найдётся лазейка «я за это решение не голосовал, за него другие отвечают». Народность – это духовная свобода и личная ответственность каждого за успехи и неудачи общего дела. Как и было издревле в общинах и артелях на Руси.

Таким образом, триада «Соборность Державность Народность» имеет основные характеристики: три её аспекта вместе и каждый из них в отдельности соответствуют всем необходимым качествам государственному образу-идеи. В итоге мы имеем тройную эффективность, комплексность и многогранность образа-идеи России. Уникальность и историчность данного образа-идеи очевидна. Ни к какой другой стране, ни к какому народу эта триада применима быть не может. И ни к какой отдельной национальности, только к нашему единому народу России. Тем самым выбивая всякую почву из-под сепаратизма, экстремизма и терроризма. Как внутри страны, так и за её пределами.

Кроме этого триада «Соборность Державность Народность» замечательным образом согласуется и с Российским триколором, раскрывает смыслы его цветов и иерархию их взаимодействия:

- белый, как символ Соборности, снисходящей к нам с небесных сфер от Святой Троицы, и питающей своей полнотой и правдой духовную и светскую власти в живом единстве с народом,

- синий, как символ Державности, нашей практической духовности, соединяющей мир земной и духовный в его полноте свободы, власти и ответственности,

- красный, как символ Народа, воплощающего свои духовные устои в практических делах, сотворяющего правое Дело на Святой земле.

В современных условиях глобальной информационной войны ещё более, чем прежде, требуется ясность официального утверждения и народного осознания нашей идентификации. Единое понимание сути «мы» обеспечивает дальнейшие согласованные действия всех сословий России, формирование ладного нашего государственного и миро- устройства.

Образ должен быть виден, идея должна быть осознанна и должным образом оглашена. Поэтому вместе с просветительской деятельностью по широкому внедрению государственного образа-идеи в массы необходимо официально его закрепить.

Триаду «Соборность. Державность. Народность» целесообразно раскрыть в официальном описании государственного флага. Для этого в Конституционном федеральном законе геральдическое (внешнее) описание флага дополнить разъяснением его глубинного смысла, закончив тем самым формирование образа-символа России утверждением материальной и духовной составляющей.

То же самое нужно осуществить и с гербом России. Нам необходимо вернуть Георгия Победоносца, вместо утвержденного сегодня безымянного, значит, лишенного истории и смысла «серебряного всадника». Ждёт от нас раскрытия своего высокого символизма двуглавый орёл и три его короны. Двуглавый орёл – единство и самостоятельность духовной и государственной власти, олицетворение симфонии властей как идеального мироустройства на благо единого тела народного. Центральная большая корона – символ Божественной власти над всеми мирами. Соединённые с ней лентой Андрея Первозванного короны на головах орла – символ правды, праведности, верности и ответственности духовной и светской власти перед Богом за воплощение Его заветов на земле и именно отсюда черпающих свою силу и легитимность.

Наша историческая духовная и светская соборность должна стать категорией полноты конституционного законодательства России. И наполнить праведным смыслом все элементы государственной архитектуры и нашей жизни в ней.

Сформированное таким образом в государственном образе-идее духовное осознание «мы» позволяет не просто раскрыть творческий потенциал нашего народа, но обеспечить его автономную согласованность в едином историческом направлении. Эта концентрация даёт суммирование векторов деятельности людей и органов власти, ту самую технологию прорыва, о необходимости которой говорится не первый год. Культурно-исторический капитал России, заложенный государственный образ-идею, обеспечивает уникальность наших решений, возможность приобщиться к ним и невозможность подделать их другими народами. Как маяк при плавании в бурном море глобальной экономики, ясный образ-идея позволяет на него ориентироваться для безопасного развития каждому в своей деятельности и соотносить с ним деятельность других людей. Реализуя на практике свободное своё душеприложение и личную ответственность за общий успех.

Путь к Победе у нас один:

Преумножение народа России под флагом

«Соборность, Державность, Народность»!

Это путь постижения нами единой сути своего «я» и нашего «мы». 

Путь развития в рамках де-юре «Российской Федерации» 

уникальной и великой нашей сущности, 

де-факто России Соборной!

Комментариев пока нет

Новости партнёров