Россия Общество

Кто и зачем уничтожает нашу науку

29 марта 2016
Почему реформаторы выдавливают ученых из России?

Сейчас академикам приходится отстаивать не только честь РАН, но и, в принципе, ее дальнейшее существование. Ведь многие специалисты уже признали, что Академии наук больше не существует.

Академией  РАН уже третий год управляет ФАНО — Федеральное агентство по научным организациям, которое летом прошлого года заявило, что в рамках реформы РАН будут происходить структурные преобразования институтов, что приведет к сокращениям научных сотрудников. Словом, полномасштабное уничтожение РАН идет полным ходом. 

Каким образом это делается?

О громко заявленном «переделе» РАН сегодня почти не слышно, а до широкой публики доносятся лишь отголоски борьбы за академическую собственность. Например, о ней вспомнили, когда там было общее собрание Российской академии наук в середине марта. Вспомнили... и забыли. А ведь там поднимались важнейшие вопросы о будущем Академии Наук.

На этом собрании РАН глава Сибирского отделения РАН Александр Асеев выступил с острой критикой деятельности ФАНО. Он рассказал, что в Якутии  фактический сорвали исследований — вместо поддержки институтов, их осуществляющих, ФАНО их закрывает. Академик  предложил организовать подчинение ФАНО президиуму РАН, а не наоборот.

А генеральный конструктор академик Соломонов прямо сказал:

«Сегодня Академия подошла к красной черте. Интеллект в России остался без власти. В результате псевдореформ наверху оказались представители легких фракций»

Академик Костюков оказался прямолинейнее всех. По его словам, проблемы в науке не просто не решаются, а не видно даже наметок на решения. 

Я не вижу, что реформа и исполнители этой реформы позволили улучшить ситуацию в науке. На втором году реформы я не вижу ни одного положительного момента.

Почти во всех выступлениях звучали одни и те же тезисы и предложения. Два основных: четко разделить функции ФАНО и РАН и сохранить финансирование науки. Но разве это было целью реформы РАН? Конечно же, нет. 

Сегодня вместо привычной Академии  существует теперь государственное федеральное бюджетное учреждение «Российская Академия наук» (именно в кавычках!), которое представляет собой клуб людей, которые получают повышенную академическую стипендию и могут проводить собрания, чтобы "побалакать" на околонаучные темы. Эти "балакания" никакого влияния на науку и научную политику в России не имеют, за болтовню на собраниях академики не несут никакой ответственности, так что смысл этих собраний неясен. 

Но совершенно ясно другое — науки в России скоро не будет. Совсем. А в современном мире это означает, что Россия — страна без будущего. Не говоря уже о том, что обороноспособность любой страны в современном мире напрямую связана с научными достижениями. Нет науки — не будет обороноспособности. Не будет обороноспособности — не будет страны.

А что такое была Академия наук? 

Это ведь было не просто собрание выдающихся и заслуженных ученых. Это был, по сути, генеральный штаб российской, потом советской, потом опять российской науки. Штаб, который определял направления исследований, направлял исследования, создавал для исследований возможности — материальные и нематериальные, создавал и курировал научные институты, которые занимались решением различных научных проблем, осуществлял связь между учеными и государством, следил, чтобы важные для государства задачи (оборонные, прежде всего) решали максимально эффективно. И именно этому штабу — Академии наук — Россия обязана, в конечном счете, всеми великими достижениями нашей великой науки, как и вообще всеми достижениями, в том числе покорением космоса, созданием ракетно-ядерного щита...

Видимо, сегодня это уже ничего не стоит. Более того, когда директора институтов Российской академии наук недавно увидели финансирование на 2016 год, просто ахнули. 

«Что же мы будем теперь делать?! Увольнять сотни сотрудников, сокращать зарплату или сокращать рабочую неделю для всех?» - теперь приходится гадать директорам. 

Финансирование на 2016 год сократили где на шесть, где на десять процентов по сравнению с прошлым годом. Институты недополучили десятки миллионов рублей. А это зарплаты, отчисления на ЖКХ, налоги. Из всего перечисленного директора могут маневрировать только пунктом «зарплаты». И маневр этот, естественно, будет не в сторону повышения.

А что значит увольнение сотрудников? Ничего, кроме полного уничтожения научной основы в нашей стране. Сначала ликвидировали Академию, осталось дело за малым - снизить количество умных, талантливых научных работников. Но директора не решаются на такой шаг.

Конечно, трудно представить, как должны будут выживать молодые научные сотрудники институтов, чьи оклады и без того составляют 17–20 тысяч рублей, когда их снова придется секвестрировать. В одном ведущем биологическом институте журналистам "МК" рассказали, что собираются выходить из положения, снимая всевозможные надбавки. Остановить придется также все международные научные экспедиции, которые планировал институт на этот год, и работу биостанций. 

«А что еще нам делать? Сокращать сотрудников я уже не могу, нас и так уже стало в два раза меньше по сравнению с 90‑ми».

Может быть, лучше обстоят дела у химиков? Бюджет этого института, который составляет около трех сотен миллионов рублей, в этом году оказался меньше на 12 млн. Сокращение составило 7% и ударило бы по зарплатам, коммуналке, покупке необходимых химических реагентов, если бы в базовую часть вовремя не перекинули средства, выделенные непосредственно на науку. 

«Таким образом, мы компенсировали наше базовое сокращение, но остались без денег на проекты. Теперь придется пересматривать программы, сокращая наши запросы, стараясь планировать исследования, исходя из имеющихся мизерных средств».

Получается, что институты продолжают жить, но проектировать или исследовать ничего не могут. Просто нет денег. Финансирование, по сути, для поддержания штанов...

Когда это началось?

27 июня 2013 года на заседании Правительства о необходимости реформирования Академии наук заявил Дмитрий Медведев. Затем с докладом выступил министр образования и науки. Суть предлагаемой реорганизации "по Ливанову" выглядела так: 

  • ликвидация прежних структур РАН
  • создание Агентства научных институтов, которому передаются научные организации трех Академий — РАН, РАМН и Академии сельскохозяйственных наук; 
  • утверждение правительством РФ всех программ фундаментальных научных исследований. 

Взрыв возмущения ученых последовал незамедлительно — начались митинги, письма, протесты. 3 июля Президент РАН Владимир Фортов встретился с главой государства Владимиром Путиным. В проект закона были внесены сотни поправок, но в окончательном чтении 5 июля Госдума приняла Закон, учтя 69 из них.

В итоге, за эти 2 с половиной года  произошло то, чего так добивалась чиновники - разъединение ученых. Всё ушли в свои комнатушки в надежде спастись всеми способами.

Еще одно "достижение реформы" — это решение, что возглавлять научные учреждения нельзя ученым старше 70 лет. Но если придут 20-30-летние, то что они смогут сделать? Научные школы в одночасье не создаются. Еще одна опасная вещь — тотальное засорение науки людьми, никакого отношения к ней не имеющими. Это еще и связано с тем, что вывели из РАН присуждение степеней. Мы уже имеем огромное число невежественных людей с кандидатскими и докторскими степенями. Это тотальная вещь. 

Нужно понимать,  что ученые — это все-таки элита.  Эта интеллигенция существует для того, чтобы власть понимала, что рано или поздно она может быть судима. После 1991 года только ученые точно понимали, что происходит в стране и со страной. Это пугало и пугает власть. И одна из причин реформы РАН — убрать инакомыслящих.

То, что  сделали с РАН, — одна из величайших трагедий в истории Российской Федерации. И эта трагедия лежит полностью на совести Высшей школы экономики и ее ректора Ярослава Кузьминова. 

Это раковая опухоль, которая была посажена еще Гайдаром сразу после 1991 года. Это абсолютно бессмысленная организация, которая производит чиновников, образованных на американском опыте. Каждому грамотному человеку сегодня ясно, на кого они работают. Но России не нужен американский опыт. Таким образом, не только  науку, но и образование завели в полный тупик. Отсюда и деградация не только школьного, но и высшего образования. 





Комментариев пока нет

Новости партнёров