Россия Общество

Кто двигает "ювеналку" в России

03 октября 2016
Введение ''ювеналки'' в РФ является больной темой: многие считают, что это обернется массовым отъемом детей у родителей. Что любопытно, ювенальные принципы в нашей стране вводят последовательно с 90-х годов при полном согласии на всех уровнях власти.


здание ювенального суда в США 


Практика – критерий истины 

Ювенальная юстиция в странах Запада существует уже больше 100 лет, и пионером в этой сфере являются США, ставшие застрельщиками еще в 1899-м. Ювенальные законы в 1908-м приняла и Великобритания, во Франции ювенальные суды появились в 1914-м.

Проблема в том, что ювенальная юстиция, являясь бюрократической структурой, страдает и ее пороками – как и всякая бюрократическая структура она имеет тенденцию к неконтролируему росту, поглощению все больших и больших ресурсов и расширением своей деятельности сверх меры, стремясь доказать свою ‘’полезность’’. Все это приводит к феномену, который критики западного общества называют ‘’ювенальным фашизмом’’и сравнивают с репрессиями. Так, в Германии в 2009 году у родителей было отобрано более 70 тысяч детей, а во Франции в 2008-м году таковых оказалось 110 тысяч.  При этом, необходимо отметить такую особенность житья-бытья детей в приемных семьях – по данным американских исследований дети в приемных семьях рискуют столкнуться с насилием в 6-7 раз чаще, чем в семьях с биологическими родителями. С другой стороны, дети из неблагополучных семей (на которых, по идее, и должна быть направлена ювенальная юстиция) имеют в несколько раз большую вероятность стать преступниками. Быть может, органы ювенальной юстиции изымают в большинстве своем детей именно из таких семей? Посмотрим, как в стране-пионере ювенальной юстиции (США) обстоит с молодежной преступностью.

Согласно данным одного из исследований  число несовершеннолетних, являющихся членами криминальных банд, в США чуть больше миллиона, составляя 2% от группы населения возрастом 5-17 лет, причем 5% 14-летних состоят в бандах. Стоит отметить, что по официальным данным юных бандитов всего 300 тысяч. Такая разница объясняется нежеланием американских правоохранительных органов в достаточной степени фиксировать подростковую преступность. Кроме того, каждый год банды покидает порядка 380 тыс. человек, а новых членов поступает 400 тысяч.

Таким образом, столетняя ювенальная практика не спасла и не спасает штаты от волн молодежной преступности. Тоже наблюдаются и в Европе.

Ювеналка в России

Вопреки расхожим представлениям, основы для введения ювенальной юстиции в РФ в стране появились еще в начале 90-х, и мы с тех пор неуклонно движемся по пути введения ювеналки ‘’как у них’’

в 1995 году Указом Ельцина № 942 от 14.09.1995, был утвержден ''Национальный план действий в интересах детей'', в соответствии с которым было предусмотрено создание ювенальной системы. В 1998-м было введено понятие ‘’дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации’’, это дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении, а также дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи, т.е. уже была определена категория детей, прямо попадающая под регулирование ювенальными методами. В 2008-м в Семейный кодекс была добавлена статья 22, предусматривающая изъятие детей, ‘’находящихся в трудной жизненной ситуации’’ из семей с последующим их определением в детские дома или в другие семьи. 2009 – введение института уполномоченных по правам ребенка в стране. В 2010-м была попытка официально ввести ювенальные суды, но она не удалась. Тем не менее, на следующий год пленум Верховного суда РФ утвердил Постановление от 1 февраля 2011 года № 1 ''О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних''. В нем, в частности, фактически легализованы ювенальные принципы в судебной системе 

судам следует повышать воспитательное значение судебных процессов по делам о преступлениях несовершеннолетних, уделяя особое внимание их профилактическому воздействию: по каждому делу устанавливать причины и условия, способствовавшие совершению несовершеннолетними преступления, не оставлять без реагирования установленные в судебном заседании недостатки и упущения в работе комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, учебных заведений и общественных организаций, выносить частные определения (постановления) с указанием конкретных обстоятельств

И, наконец, 1 января прошлого года случился очередной прорыв в ювенальном деле. ФЗ № 442 ‘’Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации’’ вводит в практику такое интересное явление как ‘’социальное сопровождение’’ Рассмотрим пару статей

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156558/

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта Российской Федерации либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.
1. Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:
1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
7) отсутствие работы и средств к существованию;
8) наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.
2. Уполномоченный орган субъекта Российской Федерации принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании в течение пяти рабочих дней с даты подачи заявления. О принятом решении заявитель информируется в письменной или электронной форме. Решение об оказании срочных социальных услуг принимается немедленно.
3. Решение об отказе в социальном обслуживании может быть обжаловано в судебном порядке.

Как видно, список причин, по которым над семьей государство может установить контроль в виде ‘’социального обслуживания’’ велик, кроме того эти пункты можно широко трактовать, ну и наконец, сами государственные органы по своему почину могут определить того или иного гражданина ‘’нуждающимся’’ и установить над ним контроль. Можно сказать, что РФ подошла очень близко к вводу полноценной ювенальной системы.

''лоббисты'' ювеналки. Авторы плаката не в курсе, что высшая власть против ювенальной юстиции отнюдь не против, иначе подобные персонажи бы в Госдуме не сидели.

Просто бизнес.

Чем грозит введение ювенальной системы? Выше было уже показано, что подобные юстиции не справляются со своими главными целями – реабилитаций молодых преступников и профилактикой подростковой преступности. Понятно, что ожидать успеха в РФ наивно еще более. Тем не менее, ювенальная юстиция может оказаться очень даже прибыльной.

К примеру, на 2012-й год на содержание одного ребенка в детдоме государством выделялось 300 тыс. рублей в год.  Сумма, отметим, очень приличная - в месяц получается 25 тысяч - среднемесячный душевой доход на одного россиянина в 2012-м был даже чуть меньше этой суммы. Понятно, что большая часть денег незатейливо распиливалась, т.к. реалии в детских домах очень жестокие. Понятно, что в случае расширения ювенальной системы до западных стандартов, когда госорганы будут иметь огромные полномочия по изыманию детей из ‘’неблагополучных’’ семей, гешефт по распилу средств в детских домах вырастет многократно. Еще один возможный вид бизнеса – вымогательство денег у семей ‘’среднего класса’’, опять же путем изымания детей, а затем требования ‘’мзды’’ за возращение. Значительное расширение продажи детей за рубеж – тоже будет следствием ‘’развития’’ ювенальной системы.

Вобщем-то, если не касаться ‘’духовных скреп’’ и прочего вред от введения ювенальной юстиции в РФ будет даже не только и не столько от самой ювеналки, сколько от чиновничьей системы в самой стране, которая прямо-таки заражена стремлением ‘’распилить и откатить’’ (об огромном уровне коррупции в РФ я уже писал, см. статьи о деятельности Медведева), а поэтапное введение ювенлки дает органам опеки и попечительства все больше и больше и власти, а значит, и возможности обогащаться. За счет детей.


Комментариев пока нет

Новости партнёров