Россия Общество

Крестные отцы российского образования

13 мая 2016
Зачем Ливанов делает то, что не смог доделать до конца его предшественник Фурсенко – разрушает систему российского образования? И кто за это министру приплачивает?

В 2012-м году происходит очередная смена руководства минобра – главой скандального министерства становится ‘’креативный’’ Дмитрий Ливанов. Некоторая эйфория, начавшаяся из-за долгожданного снятия всеми ненавистного министра Фурсенко, вскоре быстро улетучилась, поскольку господин Ливанов со всей серьезностью принялся делать то, что не смог доделать до конца его предшественник – разрушить систему русского высшего образования, ведущего свою историю еще со времен Петра. Среднюю школу реформировать же не пришлось – она и так уже ‘’отреформирована’’ до такого состояния, что выпускники школ не умеют писать и функционально неграмотны (проще говоря, не понимают смысл прочитанного текста)

Чтобы понять смысл и цели ‘’реформ’’ необходимо обратиться к опыту ‘’Старого света’’, а именно т.н. ‘’Болонскому процессу’’

Секретом полишенеля является тот факт, что основную концепцию (как и саму постановку вопроса) переработки системы европейского высшего образования разработали корпорации, как европейские, так и транснациональные. Итак, встречайте, Европейский круглый стол (ЕКС), созданный в 1983 г. и объединивший 47 крупнейших европейских корпораций. 

В 1989 году он подготовил доклад, названный ''Образование и компетенции в Европе''. Главная новация – замена понятия ‘’знание’’ на ‘’компетенция’’, которая, по факту, является совокупностью навыков в узкой сфере деятельности, необходимой бизнесу. Образование становится служанкой бизнеса, а не средством развития личности, умственного и духовного. 

образование и подготовка рассматриваются как насущные стратегические инвестиции ради будущего успеха предприятия. Преподаватели недостаточно разбираются в деловой экономической активности и в понятии прибыли, поэтому надо будет придать большую значимость дистанционному обучению.
Открытый университет – это промышленное предприятие, а дистанционное обучение – это новая отрасль промышленности

Очередной шаг к коренной перестройке образования – создание ВТО. ВТО, игнорируя национальное право, требует унификации правовых систем всех стран, приводя их к единой догме неолиберализма. Естественно неолиберальные принципы распространяются и на сферу услуг, которая включает в себя очень широкий сектор – детские сады, школы, университеты, больницы, дома престарелых, объекты культуры, ЖКХ и т.д. Соответственно, открывается путь к поголовной приватизации образовательного сектора, а также проникновение в эту сферу иностранного капитала.

Собственно по рекомендациям ЕКС и ВТО и был создан т.н. Болонский процесс. Его принципы

- построение европейской зоны высшего образования как ключевогонаправления развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства;- обеспечение конкурентоспособности вузов в борьбе за студентов,деньги, влияние;- достижение большей совместимости и сравнимости национальных систем высшего образования.
- распространяются одинаковые образовательные циклы из двух уровней - бакалавриата и магистратуры (первый – для удовлетворения рынка труда, второй – для науки);- вводится единая или легко поддающаяся пересчёту зачётная система (количество учебных часов или кредитов) и одинаковые формы фиксирования получаемых квалификаций и пр.;- учреждаются аккредитационные агентства, независимые от национальных правительств и международных организаций, и устанавливаются стандарты транснационального образования;- кроме мобильности учащихся расширяется мобильность преподавательского и иного персонала для «взаимного обогащения европейским опытом», что предполагает изменение законодательных актов в области трудоустройства иностранцев;
- знания выпускников практически используются на пользу всей Европе и востребованы европейским рынком труда;- в Европу привлекаются большое количество учащихся из других регионов мира;- вводится автономность вузов, их независимость от государства, как в финансовом плане, так и в плане образовательных решений;- обеспечение обучения на протяжении вей жизни.

Таким образом, высшее образование превращается в высокоприбыльную бизнес-сферу. Знания (вернее, компетенции) – это дорогостоящий товар, за который нужно платить, причем список получаемых ‘’компетенций’’ составляется транснациональными корпорациями, все остальное, что не соответствует требования бизнеса – отправляется в утиль. Государство отстраняется от регулирования отрасли плюс сильно сокращает расходы на высшее образование. Понятно, что и устраняется (несмотря на декларации) и свобода выбора – бери, что дают корпорации, да и то – если есть деньги, чтобы заплатить за обучение.

Итогами стали снижение уровня массового образования, фрагментация знаний (в силу ориентации на узких специалистов, пассивность студентов (из-за отсутствия широкой информации о самом процессе и из-за того что все решения уже приняты наверху), маргинализация значительной части молодежи. Полезна в этом плане книга представленная Национальным союзом студентов Европы (ESIB) и названная «Чёрной Книгой Болонского процесса». Она была составлена на основании материалов, предоставленных студентами из 31 страны- участницы процесса.

Теперь понятно, почему российское руководство так уцепилась за ‘’Болонщину’’ и пытается любой ценой впихнуть ее в наше высшее образование? Но самое интересное все еще впереди.


Вехой в реформировании высшей школы России стал указ Президента РФ № 599 от 2012 г., который поставил задачу к 2020-му году добиться вхождения 5 ВУЗов РФ в первую сотку лучших ВУЗов мира, т.н. ‘’ Проект 5-100 ‘’, главная цель которого,

максимизация конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ.

Что характерно, работать над этим проектом будут не госчиновики, а, по факту, представители делоых кругов и бизнеса. Как сказал сам Ливанов

Это не будут сотрудники министерства…, это будут люди, которые в наших российских университетах будут делать конкретные проекты и программы развития, направленные на достижение конкурентоспособности

Правда, основную часть средств (20 млрд. долларов) на реформы, как всегда, выделит государство, т.е. налогоплательщики.

Проект начал реализовываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 211 и Приказом Минобрнауки от 22 апреля 2013 г. «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкрентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Но, хотя Минобрнауки и является координатором проекта, конкурсный отбор вузов был проведён специальным Советом по повышению конкурентоспособности, состав которого был утверждён на основании Распоряжения Правительства РФ от 6 апреля 2013 г. № 529.

Совет занимается внешней экспертизой и оценкой реализации проекта, рассматривает и определяет вопросы развития ведущих ВУЗов страны, подготавливает рекомендации по проведению реформ для Минобра, словом, он контролирует направление развития высшей школы современной России. Пикантная деталь – сей Совет – структура международная и включает в себя разнообразных иностранных экспертов, которые занимаются реформированием нашей системы образования. С ними стоит познакомиться поближе

Альбах Филип, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа

Грант Малколм, бывший президент и ректор Университетского колледжа Лондона, эксперт в области привлечения инвестиций в сферу образования, а ныне – председатель национальной службы здравоохранения Великобритании

Кроу Майкл, президент Университета штата Аризона, член Национальной академии общественной администрации США, один из создателей модели «Нового американского университета», эксперт в области применения новых методов в высшем образовании, экономических знаний и интеллектуального предпринимательства

Мин Вейфанг, исполнительный директор Китайского Общества Стратегии развития образования;-

Цуип Лап-ши, президент Гонконгского университета, реформатор, специалист по привлечению частных инвестиций, ученый-генетик, один из лидеров проекта по расшифровке генома человека, защитивший докторскуюя в Университете Питтсбурга;

Эдвард Кроули, президент Сколковского института науки и технологий (Сколтех), член совета фонда Сколково, профессор Массачусетского университета, член совета Американского института аэронавтики и астронавтики, Королевского сообщества аэронавтики (Вб), бывший председатель консультативного комитета по технологиям и коммерциализации NASA, член консультативного комитета NASA

Обратим внимание, что иностранец занимает ключевое положение в институте, якобы занимающемся развитием приоритетных технологий для модернизации России. По факту, обилие иностранцев можно объяснить одним – сии структуры отвечают интересам транснационального капитала. Кстати говоря, именно на Сколково и Сколтех возложено организационное, методическое сопровождение и экспертная поддержка Проекта 5-100. В конкурсе на вхождение в него приняли участие 54 университета, первый этап прошли 36, а победили 15

Впрочем, не ‘’Советом единым’’. Реформирование российского образования активно занимаются США по линии т.н. ‘’ЭВРИКИ’’.

ЭВРИКА - российско-американская программа повышения научно-исследовательского и предпринимательского потенциала российских университетов с помощью новых моделей научно-технического сотрудничества российских и американских вузов

Эта программа финансируется Американо-Российским фондом по экономическому и правовому развитию (USRF). Этот фонд также содействует развитию малого и среднего бизнеса, науки, профобразования и высокотехнологических отраслей. Несмотря на декларируемую независимость сей фонд регулярно отчитывается перед Госдепом и Конгрессом.

У программы ЭВРИКА 2 этапа. В первом (2010-2012) американцы ‘’помогали’’ нам модернизировать нашу правовую систему, особенно много внимания уделили судебной системе, а также поддержке юридических ВУЗов (вложено 17 млн. долларов)

Второй этап (2013-2016) направлен на студентов, преподавателей и научных работников. У них должны быть выработаны ''инновационный менталитет'' и ''навыки предпринимательской деятельности в научно-технической сфере'', затем нас ждет ''интеграция российских университетов в международное научно-образовательное пространство и выход на мировой уровень образовательных услуг'' как итог последнего этапа.

Что интересно, спонсорами программы являются крупные и известные транснациональные корпорации, в их числе ExxonMobil, Goldman Sachs & Co., Coca-Cola Hellenic и др.

‘’Интернационализация’’ российской высшей школы ведет к последствиям, упоминать которые Минобр не очень любит – участвующие в ‘’международном сотрудничестве’’ студенты, выпускники и научные работники активно покидают страну и уезжают на ПМЖ в страны Европы и США. В 2012-м уехало 123 тыс чел, 2013 – 186 тыс, апрель-декабрь 2014 – 204 тыс. Больше половины победителей международных олимпиад в России уезжают за границу, а возвращается на родину всего 9%. По оценке ректора МИРБИС, доктора экономических наук Елены Бешкинской каждый год уезжает 5-6 тысяч российских ученых экстра-класса. Каждый год уезжает примерно 0.8-1% научных работников России. В результате среди российских ученых лишь 10% младше 30 лет, зато ученых, перешагнувших 50-летний рубеж, почти половина, а старше 65 лет каждый третий ученый РФ. 

Как пишет либеральная Газета.ру 

Люди, которые хотят капитализировать свои мозги, стремятся уехать из страны. Потому что в «резервации» заниматься наукой, разработками, делать серьезные исследовательские проекты крайне трудно, так как нет возможности полноценно обмениваться информацией и технологиями. Кроме того, для многих профессионалов и предпринимателей сегодня отъезд — это вопрос амбиций. Если исследователю отключают возможность участвовать в международных проектах, а бизнесмена лишают возможности поставлять свою продукцию на внешние рынки, они задумываются об отъезде. Что такое российский рынок? Это всего лишь 146 млн человек плюс сложная логистика и недружелюбная бюрократическая среда. Конечно, если мозги способны произвести продукт, который пользуется спросом на рынке, они хотят, чтобы этот рынок был как можно больше

Об увеличении утечки умов говорит и глава РАН 

Именно ‘’капитализации’’ и ‘’интеграции в международное пространство’’ и учит сегодня высшая школа России, отчего бы не уезжать? Дело даже не в отсутствии перспектив в России действительно заниматься наукой (хотя и это тоже важный фактор), а в том, что сама система образования готовит выпускников на отъезд из ‘’этой страны’’ 

Реформа прошла успешно


Комментариев пока нет

Новости партнёров