Мир Общество Без дураков

Исламские феминистки

02 сентября 2016
Роль мусульманской женщины в обществе продолжает вызывать повышенное внимание в последние несколько десятилетий. Мусульманские женщины стереотипно воспринимаются как жертвы угнетения в мусульманских странах. Вопрос их статуса в западных обществах не менее проблематичен. Недавние попытки насильно секуляризировать внешний вид мусульманки, включая последние законы французского государства касательно завесы, развязали ожесточенные дебаты, столкнули немусульманских феминисток с мусульманскими, а либералов с другими провозглашенными защитниками свободы человека.

Роль мусульманской женщины в обществе продолжает вызывать повышенное внимание в последние несколько десятилетий. Мусульманские женщины стереотипно воспринимаются как жертвы угнетения в мусульманских странах. Вопрос их статуса в западных обществах не менее проблематичен. Недавние попытки насильно секуляризировать внешний вид мусульманки, включая последние законы французского государства касательно завесы, развязали ожесточенные дебаты, столкнули немусульманских феминисток с мусульманскими, а либералов с другими провозглашенными защитниками свободы человека.

Вопрос «женщина в исламе» является весьма спорным. Любые материалы на эту тему, будь то в печати или в интернете, следует использовать с осторожностью из-за отсутствия объективности. Хотя в целом, права, предоставляемые женщинам в Коране и пророком Мухаммадом (мир ему) были огромным прогрессом по сравнению с положением женщин в Аравии до прихода ислама.

После смерти Пророка (мир ему) положение женщин начало ухудшаться и вернулось к доисламским нормам. Тем не менее, так же, как женское движение на Западе начало набирать обороты в ХХ веке, мусульманский мир развивается в данный момент. Феминистки мусульманского мира в ХХ веке (до 1980-х годов), как правило, являлись высшим классом, чей феминизм был составлен по образцу феминисток на Западе. Однако в 20 веке он перешел от западной модели общества к "исламской". Феминизм в мусульманском мире начал принимать «исламскую» форму. Это касалось не только мусульманских женщин, но и было актуально для женщин стран третьего мира.

Сняв с себя оковы колониального империализма, женщины стран третьего мира стали устойчивы к культурному империализму Запада даже в виде феминизма. Женщины стран третьего мира, как и женщины на Западе, понимают, что пока у них есть нечто общее с борьбой европейско-американских феминисток, то, что хорошо для европейско-американских женщин не обязательно будет хорошим для них. Следовательно, мусульманки развивают ясно очерченный «исламский» феминизм, так же, как женщины на Западе развивают "вуманизм".

Одним из различий западного феминизма от исламского касается вопроса "завесы". Западные феминистские всегда рассматривали хиджаб символом угнетения и подчинения мусульманской женщины. Вот тут происходит конфликт западного и исламского феминизма, так как для западных феминисток часто становится неожиданностью мусульманская одежда в виде завесы, которая становится все больше распространенной в мусульманском мире, как символ исламской идентичности и освобождения от западного культурного империализма и доминирования.

Исламские феминистки стремятся преобразовать патриархальные аспекты веры, которые, по их мнению, идут вразрез с праведным сообщением Корана, который провозглашает гендерное равенство. Исламский феминизм выступает за права женщин, гендерное равенство и социальную справедливость, используя исламский дискурс как первостепенный дискурс, хотя и не обязательно единственный.

В некоторых мусульманских кругах, термин «феминизм» вызывает напряженность, рисуя в воображении образы доминирующей, агрессивной женщины, ненавидящей всех мужчин. Но, как и другие образы, которые приходят на ум при упоминании какого-либо ярлыка, в том числе угнетенной женщины, который часто приходит на ум при упоминании "мусульманка" - это реакция, основанная на стереотипах, которые могут быть правдоподобными только в определенном историческом и социальном контексте, но не имеют ничего общего с реальностью, и, следовательно, не оправдывают существующую враждебность.

Исламский феминизм представляет идею гендерного равенства в качестве неотъемлемой части писаний Корана как равенства всех людей и призывает к реализации гендерного равенства в государстве, гражданских институтах и повседневной жизни.

Исламский феминизм стремится восстановить понятие гендерного равенства, ниспосланное откровением Корана еще в VII веке в патриархальной Аравии. Равенство инсана (человека), от которого не может быть отделено гендерное равенство, не устраивало патриархальную культуру, в которой впервые был представлен и распространен ислам. Патриархальные идеи, институты и поведение оставались устойчивыми в течение долгого времени по сравнению с революционным писанием Корана о понятии гендерного равенства в той степени, что "патриархат и ислам" стали аксиомой.

Исламский феминизм взял на себя задачу разоблачения и уничтожения патриархальной идеи, увековеченной в религиозном контексте, но не свойственной ему и восстановление основной идеи ислама - гендерное равенство. Исламский феминизм нажил врагов как внутри, так и вне мусульманской общины: 1) внутри - мужчины, которые боятся потерять патриархальные привилегии и женщины, которые боятся потерять патриархальную среду, 2) извне - те, кто порочит ислам, считая, что он лишает женщину каких-либо прав.

Новая исламская феминисткая парадигма начала появляться полтора десятилетия назад одновременно и в старых мусульманских обществах в некоторых районах Африки и Азии и в новых общинах в Европе и Северной Америке.

Исламский феминизм - межисламское явление. В этом вопросе не существует разделения между Востоком и Западом. Исламский феминизм, как и ислам, сегодня, существует и на Западе, и на Востоке. Некоторые утверждают, что Запад навязал феминизм, изначально светский, в ущерб исламу и обществу. Другие считают, что исламский феминизм способствует осуществлению социальной справедливости в рамках уммы и созданию более плюралистического и социально справедливого Запада, где все люди рассматриваются равными, независимо от их этнической, религиозной и гендерной принадлежности. Торжество исламского феминизма также является частью совершенствования социальной справедливости и равенства в африканских и азиатских странах, где живут мусульмане.

Источник

Комментариев пока нет

Новости партнёров