Россия Общество Деформа образования

Игры с вечными ценностями

31 марта 2016
Человеческие фьючерсы, виртуальные тьюттеры, права роботов — кажется, что это образы, навеянные футурологическими киношедеврами или романами писателей-фантастов. Вовсе нет. Это — будущее российского образования, такое, каким его видит некая группа влиятельных людей.

В Москве 29 февраля — 3 марта 2016 года состоялся Форум Школы управления Сколково и Агентства стратегических инициатив под названием «Маршруты и стратегии движения в новые модели образования». На мероприятии прошло обсуждение стратегии развития отрасли, а результатом форсайта стала карта «Глобальное образование 2015–2030. Этот шедевр творческой мысли содержит массу интересного.

Карта разбита на несколько разделов, обозначающих основные тренды в образовании. Например, тренд на распространение системы ценностей сетевой культуры в ближайшие год-два сделает возможным массовые зачеты прохождения компьютерных игр в качестве обязательных общих курсов, а в итоге приведет к тотальному внедрению игр как основного формата существования людей. Игры в учебу, отдых, в родителей и детей, в добро и зло, в жизнь наконец — такое вот непрекращающееся тотальное развлечение.

Кстати, прививать установки на родительство и повышать рождаемость новые «Нострадамусы» тоже предлагают с помощью специальных игр (по типу тамагочи — если помните, такой виртуальный питомец, требующий постоянного ухода за собой). Это называется теперь «социальные игры в беременность», распространение которых подразумевает финансовую государственную поддержку.

Каким образом такие суррогаты будет сказываться на реальной детности, спрогнозировать несложно. Но, по-видимому, авторы проекта предполагают считать виртуальных собачек, кошечек и хомячков частью населения страны, тем более что в прогнозе значится создание закона «О правах роботов».

Футурологи пророчат развитие индустрии улучшения когнитивных способностей — по их мнению, будут разработаны линейки фармацевтических препаратов, улучшающих мыслительные процессы детей и обеспечивающих неведанные ранее перспективы обучения. Или повсеместное распространение моделирующих работу нервной системы веществ, которые можно будет синтезировать самому в домашних условиях.

Представьте, что притомился Ваш ребенок после учебы. Чего обычно рекомендуют психологи? Переключиться на другой вид деятельности, погулять, поиграть в подвижные игры, просто поговорить? Ерунда это все устаревшая. Вот набодяжите ему в чайной ложечке темной пузырящейся жидкости, и он вновь способен к усвоению инновационных знаний.

Ну и много еще чего можно разглядеть на этом продукте творческой мысли, от виртуальных тюрем, лидерства Китая и Индии в сфере науки (видимо эти страны будут способны устойчиво сопротивляться подобным нововведениям), до отмирания письменной речи, приобретения знаний в утробе и продажи генных наборов для детей.

Кстати, на этой карте обозначены также и «угрозы», к которым ее создатели относят, в частности, следующее:

— «Европейскую ригидность», то есть сопротивление традиционной школы классического европейского образования перестройке образовательной системы;

— «Регионализацию интернета» как попытку национальных государств не допустить влияния глобальных провайдеров развлекательного, образовательного и других видов контента;

— «Новых луддитов» — движение против роботизации;

— «Поколение с неустойчивой системой ценностей» — ну с этим не поспоришь…

Весь этот образовательный шабаш случился в рамках международной программы Глобальное образование будущего (Global Education Future или GEF).

На сайте Global Education Futures (GEF) сказано о том, что этот проект объединяет «лидеров глобального образования, инноваторов, основателей образовательных стартапов, инвесторов в сфере образования, руководителей образовательных учреждений и администраторов национального и наднационального уровней для обсуждения и внедрения необходимых трансформаций традиционных форм образовательных систем».

Из текста ясно, что к этому направлению планируется привлекать влиятельных и активных граждан с целью преобразования традиционной системы образования. И это получается, поскольку в экспертный совет уже вошли от России: Алексей Ситников — Вице-Президент Сколковского Института Технологий, Эдуард Галажинский — Ректор Томского Государственного Университета, Исаак Фрумин — руководитель Института Образования в Национальном Исследовательском Университете «Высшая Школа Экономики», Дмитрий Песков — Директор направления «Молодые профессионалы» в Агентстве Стратегических Инициатив (в наблюдательный совет АСИ входит Президент РФ, сопредседатель ЦБ ОНФ А. Бренчалов, Г. Греф, А.Улюкаев и т. п.). Ну и многие другие личности, обладающие определенным влиянием в сфере российского образования, но даже не являющиеся гражданами нашей страны.

В принципе этот прогноз вполне соответствует сути происходящих после отказа от советского опыта реформ в системе образования России. Достаточно вспомнить скандальный, инициированный в 2008 году, форсайт-проект «Детство 2030», предлагающий чипизацию детей и внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Бывший министр образования уже давно, не стесняясь, провозгласил, что «недостатком советской системы образования была попытка формировать человека-творца, а сейчас задача заключается в том, чтобы взрастить квалифицированного потребителя». Видно идея квалифицированного потребителя уже несколько устарела, таки воспитали, и надо двигаться дальше.

Теперь детей плавно подводят к модели программируемых гэмблинг-зависимых субъектов (или правильнее объектов) с заданным набором способностей и установкой на некие глобальные ценности. К слову говоря, ценностям в проекте уделено внимание — их предполагается моделировать с помощью виртуальных игр. А если учесть, что любой прогноз вносит определенный резонанс в информационное поле и в определенной мере действительно влияет на вектор развития настоящего, то становится совершенно не до шуток. Проектирование таких футурологических карт означает и ускорение системных инноваций в заданном направлении, и лоббирование соответствующих государственных проектов и программ.

А между тем, даже создатели планшетов и новых компьютерных технологий в отношении собственных детей придерживаются совершенно иного образовательного подхода и максимально ограничивают их пользование новомодными устройствами. Потому что научить развитого, образованного подростка пользоваться компьютером большого труда не составляет, а вот научить проводящего 50% и более своего свободного времени за компьютерными играми и социальными сетями человека чтению, внимательности, творчеству и труду уже вряд ли получится даже у самого профессионального педагога и психолога.

Исследования ученых это подтверждают. Например, в Чикаго экспериментаторы установили, что дети, определенный период времени не пользовавшиеся планшетом, показывали лучшие результаты в учебе, чем те, кто пользовался устройством время от времени и, тем более, использовавшие Ipad постоянно.

Отчего-то вышеперечисленные люди от образования напрочь проигнорировали эти факты, как и вопросы патриотизма (столь популярную в нынешнее время), воспитания моральных качеств личности, установок на труд, честность, гражданственность, любовь к Родине, духовность и т. д. Они просто выдвинули императив и поставили перед фактом: будет так-то и так-то, развитие образования пойдет по данной траектории. Хочется пожелать создателям проекта завести себе тамагочи вместо детей и внуков, надеть на умные головы виртуальные шлемы-симуляторы и поэкспериментировать для начала в виртуальном пространстве.

А вы хотите такого будущего для своих детей?

Источник: rusrand.ru

Комментариев пока нет

Новости партнёров