Россия Безопасность Знай наших

Русские боевые искусства: Буза

29 июня 2016
Как утверждает собиратель "Бузы", это боевое искусство было создано на основе традиций русского кулачного боя, которая во второй половине XX века существовала в деревенских артелях кулачных бойцов Северо-Запада европейской части России.

Буза — боевое искусство, воссозданное в Твери Г. Н. Базловым в 1990-х годах. Включает в себя боевой пляс, рукопашный бой, а также бой с оружием. Как утверждает собиратель "Бузы", это боевое искусство было создано на основе традиций русского кулачного боя, которая во второй половине XX века существовала в деревенских артелях кулачных бойцов Северо-Запада европейской части России. Материалы по боевой технике были собраны во время этнографических экспедиций в сёлах Тверской, Новгородской, Вологодской и Псковской областей.

Прародителя современного русского воинского искусства следует искать в дремучей бездне тысячелетий, ибо если исходить из выражения «Боевое искусство — душа народа», то корни русской боевой культуры надо искать в тех глубинах истории, когда складывались особенности протославянской, славянской, а затем русской нации.

Буза — контактный бой, который мог продолжаться до первой крови, до падения, до вытеснения противника с поля, до демонстрации явного преимущества.

Часто во время обрядов практиковался бой безоружного против вооруженного треской, ножом или лаской. Согласно критериям, вооруженный и безоружный боец равны в шансах, но, чтобы невольно не нанести тяжких повреждений при совершении обряда, боец, вооруженный ножом или лаской, не наносил колющих ударов — только рубящие.

Самым сложным обрядом был бой «втемную», часто безоружного против вооруженного холодным оружием, а также на равных — оба с холодным оружием. В этих случаях нередко случались тяжелые ранения и смертельные исходы.

Все движения, которыми сопровождалась «Буза», кодируемые в боевом танце, помимо прикладного значения, обладали скрытым магическим смыслом и тесно связаны с мифологией...

Своеобразна философско-мифологическая традиция «Бузы», хотя она и базируется на фундаменте общерусской воинской культуры

Техника

Самым важным, фундаментальным теоретическим принципом «Бузы» является отказ от жестких форм — приемов и ударов. Работа проходит по определенным канонам — принципам, которые гарантируют успешное действие. Невозможно заранее подготовить приемы на все ситуации, которые подстерегают нас в жизни, но можно научить «тело думать», т. е. находить выход из складывающихся внезапных ситуаций. Это достигается многократными упражнениями по использованию принципов в неожиданных ситуациях. На тренировке ставится тактическая задача и не оговаривается от какого именно удара будет защищаться боец, атаки не должны повторяться. Когда приходит овладение грамотной импровизацией, бойцу все равно каким способом на него будут нападать.

Такой или подобный подход в обучении свойствен большинству видов русских прикладных единоборств.

Особое, собственно «Бузовское», в технике — это прежде всего «пьяность». На фоне общего расслабления и особого психофизического состояния боец двигается, напоминая движениями подвыпившего человека, движения выглядят разбалансированными неуправляемыми, чередуются хлесткие всплески с медлительными покачиваниями. В это время в теле появляется ощущение приятной зудящей подобранности, наподобие того, что должно чувствовать пиво во время интенсивного брожения. Про такое пиво, как и про такое ощущение, говорят «заиграло». Этим словом пользуемся как термином.

В технике отсутствует понятие стоек, т. к. считается, что движения не должны прерываться. Существует представление о двух крайних положениях тела. Это максимально раскрытое «петух» и максимально закрытое — «медведь» — «рамка». Первое движение характеризуется выплеском, второе — генерацией энергии. Перемещение осуществляется по инерции, если нога движется наружу, то ставится на пятку, если внутрь, то на носок, если движется строго вперед и строго назад, то положение стопы произвольное — в зависимости от ситуации. Нанесение удара часто сопровождается топаньем. Боец должен отдавать матери — сырой земле свою энергию через топанье, за что она воздаст сторицей тут же.

Еще одна особенность: движения должны быть экономичны и функциональны, не должно быть движения ради движения.

Очень важным является понятие о складывании движений или «волна». В момент любого действия должен быть вовлечен весь организм как целостная система. Защита — это способ избегнуть поражения. В «Бузе» отдается предпочтение уверткам, во время которых боец выходит из плоскости, в которой противник проводит атаку, а следовательно, избегает поражения. «...Когда уклоняешься от удара, не отходи, а наоборот, к нему липни, чтоб удобно ответить было...» (из наставлений деда — кулачного бойца).

Другой способ защиты — фехтование на руках и ногах, Когда ударом «пересекаешь» удар противника. Не блок, а такой способ защиты, когда одним и тем же движением и удар наносишь, и пресекаешь атаку.

Контратакуют противника на его же движении, обращают силу его движения против него самого: либо ставя ему «подставки» (локоть, колено, кулак и т. д.) на встречном движении, на которые он «нарывается» и «разбивается», либо выходят из зоны поражения и движениями, сонаправленными с движениями противника, развивают идею его атаки до абсурда, в результате чего он либо просто падает, либо разбивается о подставку. Обычно эти действия сочетаются.

Существуют два вида поединка: бой игровой и бой реальный, «увечный». В бою игровом используются «пересекания» и увертки без подставок, исключается направленный вход броском — «сшибка».

Бой реальный направлен на уничтожение противника, выведение его из строя и не случайно носит название «увечный».В нем используются максимально эффективные и минимально энергоемкие способы поражения.

Удары делятся на две основные группы:

1) направленные вовнутрь (закрывающие) — «запашка»;

2) направленные наружу (открывающие) — «отмашка».

В своем крайнем выражении они воплощаются в положениях «медведь» и «петух». Все удары и движения имеют спиралевидную или округлую форму. Тело постоянно расслаблено, во время удара (момента контакта) хлесткой рукой ставится энергетический акцент, без мышечного напряжения. Удары руками и ногами делятся по шарнирности: «с крыла» — с плеча, с локтя, с кисти.

Часто удар сочетает в себе не только комбинацию («с крыла» + с локтя + с кисти), но и + движение всего тела. Во время некоторых ударов происходит встряхивание всего тела, что переводит волновой удар в импульсивный.

Удары ногами строятся по тем же принципам, единственное, о чем следует сказать, это то, что ногами не принято бить выше солнечного сплетения. Это не значит, что высоко ударить при необходимости нельзя — можно, но предпочтение отдается невысоким ударам.

Своеобразна работа ногами «в ползунках» — бою на нижнем уровне. Здесь многие движения совпадают с «коленцами» из русской и украинской народной пляски, руки служат больше для защиты, а ноги для контратаки. Удары наносятся в пах, голень, колено — не высоко, но травматично. Вместе с нижним боем «ползунки» включают в себя прыжки, тоже встречающиеся в пляске, но они выполняют больше вспомогательную функцию и используются редко.

Комментариев пока нет

Новости партнёров