Украина Политика

Раскольная автокефалия по политическим мотивам

11 сентября 2018
Вообще, в стремлении страны получить самостоятельный, а не зависимый от кого-либо религиозный институт нет ничего удивительного. Но поскольку мы имеем дело с Украиной, как обычно в любом вопросе прослеживается что-то неладное. Не справилась чудо-держава и в этом вопросе, где вместо незалежности может получить очередную залежность.

Можно очень много говорить, о церковных канонах и правовых нюансах, связанных с этим вопросом, далеких от рядовых граждан. Спорить можно ещё больше. Одно можно сказать совершенно точно – текущая попытка украинской церкви получить автокефалию имеют ярко выраженный политический подтекст.

Вообще, в стремлении страны получить самостоятельный, а не зависимый от кого-либо религиозный институт нет ничего удивительного.

Каждый раз в истории, обретение автокефалии было напрямую связанно с усилением государства в качестве самостоятельной политической единицы на международной арене. Как только церковный центр перестаёт быть политическим центром для подчиненных митрополий, они стремятся к тому, чтобы стать равнозначным как церковным, так и политическим центром.

Соответственно, согласно исторической закономерности, в случае если Православие является основополагающей религией государства, или, иными словами, политической составлявшей государства, то политические власти непременно будет претендовать на автокефалию православной церкви исходя прежде всего из того, что не может одна из важнейших составляющих государства иметь центр в другом государстве.

Но поскольку мы имеем дело с Украиной, как обычно в любом вопросе прослеживается что-то неладное. Не справилась чудо-держава и в этом вопросе, где вместо незалежности может получить очередную залежность.

Объективно сложилось так, что в Украине сейчас некому вручать Томос. Признанные в мировом православии церковные структуры (то есть, УПЦ МП) его не просили. А Киевский патриархат не может получить автокефалию, пока их не признают церквями в мировом православии.

От лица всего православного мира он этого сделать, несмотря на амбиции "матери-церкви", скорее всего не сможет. Ведь множество церквей не захотят признавать "раскольников" во главе с преданным анафеме патриархом. И единоличный шаг им навстречу, скорее всего, серьезно пошатнет авторитет Варфоломея и всей Константинопольской церкви. Пойдет ли Вселенский патриарх на такое признание? Неизвестно.

Тоесть у версии, продвигаемой Украиной есть один большой изьян. Самым мудрым решением для всех сторон, стало бы признание в качестве автокефальной церкви Украины Украинской Православной Церкви Московского Патриархата от матери церкви РПЦ. В этом случае сохранился бы единство среди православного населения Украины и удалось бы избежать раскола в Православной церкви. Более того, это сохранило бы влияние и особый статус РПЦ на Украине. Такое решение вопроса автоматически, решило бы вопрос с неканоническими православными церквами Украины, которым пришлось бы в итоге войти в состав новоявленной канонической автокефальной УПЦ.

Но, поскольку Россия для них заклятый враг, такой вариант отметается.

Так как же Варфоломею, имеющему тесные связи с западными политическими структурами, можно справится с этой ситуацией?

Немногим ранее, вселенский патриарх назначил двух эмиссаров Вселенского патриархата экзархами в Киеве. Оба - этнические украинцы, которые окормляют паству патриарха Варфоломея в США и Канаде.

Название "экзархи" напомнило версию, которую уже несколько месяцев обсуждают в околоцерковных кругах, о том, что Константинополь готовится дать Украине не автокефалию, а учредить экзархат - то есть, филиал Вселенского патрархата. В то время, как автокефалия - это собственное патриаршество и самостоятельная церковь, которой, в случае экзархата не будет. А будет подчинение, причем намного более жесткое, чем нынешняя связь УПЦ МП (по сути - самостоятельной церкви) с РПЦ. Не случайно против экзархата ранее жестко высказывался глава Киевского патриархата Филарет.

В УПЦ КП, конечно же, отрицают такой смысл в статусе посланцев Варфоломея:

"Звание или титул Экзарха в данном случае означает личное полномочия Вселенского Патриарха представлять его личность и Церковь при выполнении конкретной задачи - подготовки к предоставления автокефалии", - считает спикер Киевского патриархата Евстратий Зоря.

Но пока что больше всего похоже, что версия с экзархатом имеет под собой основания - она позволяет легализвать большую часть верующих УПЦ КП под вывеской «Константинополя», переманив под свои знамена епископов и верующих Киевского патриархата под предлогом, что это временная схема перед обретением автокефалии. С усилением давления на связенников, туда же можно заманить и служителей УПЦ МП и их приходы.

И действительно, как только эта структура будет укомплектована священниками и мирянами - ей теоретически могут предоставить самостоятельность. Но, не исключено, с этим будут проблемы. Украина - слишком богатая и важная с церковной точки зрения страна, чтобы просто так отпускать ее на вольные хлеба. К тому же другие канонические территории Варфоломея - например, США - захотят после этого тоже уйти в автокефалию.

Так что в итоге вся ситуация может закончится только окончательным закабаллением Украины во всех сферах. Политическая субъектность страны уже давно потеряна в комлекте с экономической, о идеологической говорить и не приходится, следующей под нож может пойти религиозная.

Поэтому очень смешно, когда кто-то говорит о «состоявшемся» государстве Украины. Состоявшиеся государства отстаивают свою независимость во всем. Она может быть не полной, в большей или меньше степени, но государства за нее борются. А Украина – это типичная колония 21го века, зависимая от своих хозяев, в которой правительство выполняет роль колониального губернатора, лишь только закрепляющей контроль Метрополии.

Но как бы там ни было, украинская пропаганда лишь продолжит рассказывать из всех рупоров и экранов про очередную перемогу над самим собой…

Комментариев пока нет