Украина Политика

Пора платить за печеньки

28 июня 2016
Замгоссекретаря США Виктория Нуланд на прошедшей неделе в очередной раз провела раунды челночной дипломатии в Киеве и Москве. Ее целью было продвижение закона о выборах на Донбассе в Верховной раде, а также согласование этого закона с Кремлем. Судя по всему, визит закончился либо какими-то мелкими подвижками, либо вообще ничем. Процесс политического урегулирования на Донбассе будет запущен лишь тогда, когда его не будет саботировать официальный Киев.

Спокойствие, только спокойствие

Смысл всей посреднической миссии Виктории Нуланд и американской дипломатии в целом - в том, чтобы в ближайшее время на Украине не произошло очередного обострения ситуации, уровня января-февраля 2014 года. 

"Главный интерес этой администрации - не допустить серьезной дестабилизации до перехода власти от нынешней администрации к следующей", - цитируют "РИА Новости" слова украинского политолога Михаила Погребинского. 

Лучшим вариантом для этого США видят начало реализации политических статей Минских соглашений. 

"Это будет способствовать миру и безопасности на Украине, это будет хорошо для отношений между Россией и Украиной, а также для отношений США и союзников с Россией, если мы сможем продвигаться в этом вопросе", - заявил представитель Госдепа Джон Кирби.

В первую очередь США заинтересованы в проведении на Донбассе местных выборов, причем желательно до конца лета 2016 года. Эти выборы должны привести к легализации руководства ДНР и ЛНР в рамках украинского правового поля, после чего можно инициировать прямой диалог между Киевом и Донецком с Луганском и выйти на реализацию Минских соглашений к концу 2016 года. Собственно, Нуланд и приехала в Киев принуждать местные власти к принятию закона о выборах в ходе нынешней сессии Верховной рады. 

"Нуланд хочет (...) чтобы 14 июля мы-таки проголосовали конституционным большинством за изменения в Конституцию в части особого статуса Донбасса. И в зависимости от этого будет и следующий транш от МВФ, и финансовая поддержка, и нелетальное оружие", - говорит украинским журналистам замглавы Комитета Рады по интеграции Андрей Артеменко.

В Киеве Нуланд провела встречу с представителями администрации президента, а также со спикером Рады Андреем Парубием. Любопытно, что, по некоторым данным, фракции Рады, от которых и зависит решение по выборам, от встреч с Нуланд отказались, а Парубий ничего не решает и решать (в силу ряда объективных и субъективных причин) не может. Именно поэтому после встречи, смысл которой был в деэскалации конфликта, Парубий заявил о том, что "Украина продолжает надеяться на решение по летальному вооружению". В конечном итоге она встретилась и с президентом Украины (хотя его представители и говорили о том, что Порошенко не может выкроить на Нуланд время в своем графике). На которой они, судя по всему, не договорились.

Зачем Порошенко выборы?

Перед Нуланд стоит очень сложная задача, ведь Украина принципиально отказывается легитимировать лидеров ЛНР и ДНР и вести с ними прямой диалог. Порошенко прекрасно понимает, что, начав этот диалог, он фактически признает гражданский характер конфликта на Донбассе. После этого украинская пропаганда уже не сможет позиционировать Захарченко и Плотницкого как террористов и абсолютное зло - они станут партнерами по мирному урегулированию.

С другой стороны, отказывать американской гостье нельзя: именно на поддержке США, а не на воле украинского народа держится легитимность нынешнего режима в Киеве. Поэтому Порошенко и его люди не отказываются от принятия закона - они лишь говорят о том, что принять его в нынешней ситуации очень непросто.

Во-первых, сложно говорить о реализации политических статей "Минска" до того, как не реализованы военные. В частности, не введен стабильный режим прекращения огня. 

"В последний период активизировались действия российских военных... Мы просто удивлены такой вспышкой агрессии, которая длится уже более месяца", - возмущается Андрей Парубий. 

По словам спикера СНБО Александра Турчинова, именно в прошлом месяце Украина "понесла самые большие потери за последний год: 25 военнослужащих погибли, 98 получили ранения". При этом элементарный анализ ситуации на предмет "кому выгодно" приводит к мысли о том, что обстрелы не нужны ни мифическим российским военным, ни самопровозглашенным республикам. Эти обстрелы ничего им не дают, кроме поддержания высокого уровня напряженности, разрушения инфраструктуры в ЛНР/ДНР, нагнетания атмосферы страха в республиках, которые мешают восстановлению экономики и возвращению мирных жителей в свои дома, а также дают противникам РФ в Европе основания для продления антироссийских санкций. А вот украинская сторона во всех этих пунктах как раз заинтересована, поэтому и инициирует обстрелы территории ДНР и ЛНР, на которые республики отвечают своими артиллерийскими ударами.

Вторым аргументом Порошенко является ситуация в Верховной раде. На сегодняшний день в ней нет 300 голосов для того, чтобы принять конституционные поправки по Донбассу. И не только потому, что значительная часть депутатов настроена против президента и его инициатив, - нынешний состав Рады слишком радикален для того, чтобы идти на серьезные политические компромиссы. Депутаты считают проведение местных выборов в нынешней ситуации (и тем более конституционные поправки о статусе Донбасса) элементарной легализацией "российской оккупации" региона. Теоретически Порошенко, конечно, может заняться "тушкованием" и перетянуть часть "майданных депутатов" на свою сторону, однако для конституционного большинства ему нужны голоса абсолютного большинства нардепов, представляющих осколки Партии регионов. А это может быть воспринято как контрреволюция.

Отчасти поэтому третьим аргументом Порошенко является стабильность самого режима. В Киеве Нуланд еще раз объясняли, что значительная часть украинского населения настроена против политического компромисса по Донбассу. И если Порошенко на него пойдет, то в стране может пройти очередной Майдан, по итогам которого во власть скакнут ультранационалисты.

Спасибо, не надо

Поэтому в ответ на предложение Нуланд Петр Порошенко предлагает свой вариант - демонтаж ДНР и ЛНР как государственных структур и возвращение региона в правовое поле Украины без ополченцев и их лидеров, а потом уже - принятие конституционных поправок. 

"Первое - должно быть прекращение огня. Второе - вывод российских войск с украинской территории. Третье - должен быть передан под контроль ОБСЕ неконтролируемый участок украинско-российской границы, а также линия соприкосновения и места, где должна находиться отведенная техника", - говорит украинский президент.

Некоторые эксперты считают, что Порошенко пытается тянуть время до конца года: в Киеве надеются, что преемник Барака Обамы на посту президента США будет более благосклонно относиться к антироссийскому проекту Украины, и даже даст на это больше денег.

Судя по всему, после Киева в Москву Нуланд поехала либо с пустыми руками, либо с очередными популистскими требованиями Киева, смысл которых в том, чтобы Москва отказалась их выполнять и Порошенко смог развести руками перед американцами. Киев согласен проводить выборы только в случае обеспечения их безопасности силами полицейской миссии ОБСЕ (на что не согласна не только Россия, но и не желающая подставляться под действия украинских провокаторов Европа), контроля за границей ЛНР и ДНР с Россией (что противоречит Минским соглашениям), проведения голосования и подсчета голосов силами ЦИК Украины (который может нарисовать нужные голоса). Кроме того, до сих пор не решен вопрос об амнистии - Украина отказывается проводить всеобщую амнистию лидеров ДНР и ЛНР до проведения выборов. Понятно, что Россия на такой вариант ответила отказом, предложив американцам и украинцам подумать еще. В ином случае, по мнению экспертов, Нуланд бы проводила не только рабочие встречи с Сурковым, но и говорила бы с высшим российским руководством.

Источник

Комментариев пока нет

Новости партнёров