Мир Политика Броня крепка

Эксперты: От расторгнутого договора по мистралям Россия только выиграла

18 сентября 2015
Французское правительство подписало законопроект о выплате России компенсаций по расторгнутому договору о поставке "Мистралей". Теперь Франции придется заплатить нашей стране 893 миллиона евро, потраченных на создание самих вертолетоносцев, и еще 56,7 миллионов, израсходованных на оборудование мистралей и обучение экипажа.

За разрыв сделки выступило большинство – это, в основном, социал-демократы. Против голосовали члены коалиции «Левый фронт». Их позицию вполне можно понять. Ведь отказ от поставки России вертолетоносцев «Владивосток» и «Севастополь» сказался и на государственном бюджете, и на имидже Франции. Главная причина, почему Сенат европейской страны принял такое решение якобы участие России в конфликте на Украине.

Правда, эксперты считают, что расторжение сделки не только большая неудача Франции, но и настоящая победа России. Ведь нам удалось вернуть деньги за "Мистрали", которые, в общем-то, были нам не нужны.

Дело в том, что эти гигантские судна предназначены для проведения военных операций вдали от родных берегов и могут вести боевые действия без дополнительной поддержки. Только представьте, "Мистраль" способен принять на борт около полутысячи пехотинцев, 40 танков и 16 тяжелых вертолетов, шесть из которых располагаются на верхней палубе. Например, для Франции подобные корабли вполне актуальны. Их отправляют к берегам бывших колоний в Африке или, например, юго-восточной Азии. Также они могут участвовать в операциях объединенных сил НАТО. 

По мнению специалистов, краткосрочные военные операции за океаном России проводить просто негде. Геополитические интересы нашей страны сосредоточены в основном в постсоветском пространстве, то есть на суше. Даже с гуманитарной миссией на вертолетоносцах в Киргизию, у которой вообще нет выхода к морю, не придешь. Во время заключения договора по "Мистралям" многие эксперты утверждали, что данная сделка в первую очередь преследовала политические цели. Во-первых, Москва демонстрировала миру, что готова на масштабное военно-техническое сотрудничество, на заключение многомиллиардных контрактов со странами НАТО. Во-вторых, экс-президент Франции Николя Саркози позиционировал себя как большой друг России, к тому же именно он в 2008 году содействовал установлению мира на Кавказе. И первым из ведущих мировых лидеров признал вторжение Грузии в Южную Осетию. В-третьих, строительство мистралей позволило задействовать и отечественный военно-промышленный комплекс, началось строительство вертолетов и другого необходимого оборудования.

Российские "Мистрали" хотели направить на Тихий океан курсировать в районе Курильских островов. Также их планировалось использовать для проведения каких-нибудь гуманитарных миссий, например, в Малайзии или Индонезии. У противников вертолетоносца были и другие аргументы: чтобы добиться большой дальности плавания в 32 тысячи километров, европейским проектировщикам пришлось пожертвовать живучестью корабля. Любая пробоина может стать для него большой проблемой. Еще один недостаток – "Мистраль" не имеет брони и не оборудован военной техникой, например, зенитными установками. В отличие от других военных кораблей, он не может отразить атаку крылатой ракеты или авиабомбы. В зоне активных боевых действий такой большой корабль сразу становится легкой мишенью для противника.

Когда официальный Париж отказался отправлять "Мистрали" в Россию, французам нужно было решить и другую возникшую проблему, а точнее, сразу две большие проблемы – что делать с уже построенными огромными вертолетоносцами, которые нельзя отдавать России. Брать на собственный баланс корабли слишком затратно. А потенциальных покупателей не так уж и много. Причем, создается ощущение, что клиентов во Франции ищут всем миром. Так, в начале августа французская газета “Le Monde” со ссылкой на источники в правительстве сообщила, что "Мистрали" могут быть проданы  в Египет при содействии Саудовской Аравии. В статье указывалось, что вертолетоносцами Каир хочет усилить свои боевые возможности в Красном и Средиземном морях. Правда, эта информация не подтвердилась. Советник военной академии Египта генерал Махмуд Халяф сразу же опроверг сообщение об интересе к кораблям типа "Мистраль". Высокопоставленный чиновник объяснил, что подобные суда ни в Средиземном, ни в Красном море не нужны.

Более реальными покупателями "Мистралей" могут быть Индия или даже Вьетнам. Но для обеих этих стран Франции придется сильно снижать цену уже построенных кораблей. Причем, нужно будет побороться и за покупателя.

Отечественные эксперты уверены, что, при необходимости, Россия может самостоятельно построить аналог "Мистраля". Только на это потребуется время. Кстати, на форуме «Армия 2015» уже был представлен макет возможного будущего универсального десантного корабля мэйд ин Раша. Ему дали название «Прибой».

Более того, этой весной  главнокомандующий ВМФ России адмирал Виктор Чирков заявил, что в состав российского флота войдут около 50 кораблей и судов различного класса и назначения. Среди них фрегат дальней морской зоны «Адмирал Горшков». Он уже успешно прошел первый этап ходовых испытаний. На его палубе находится 130-миллиметровая артиллерийская установка А192-Армат. Она может вести огонь по морским и воздушным целям на расстоянии до 23 и 18 километров соответственно. Также в арсенале фрегата противокорабельные и противолодочные ракеты.

Еще один корабль – первый за четверть века отечественный спасатель – судно «Игорь Белоусов». Его главная задача: помогать подводным и надводным кораблям, которые терпят бедствие. На борту этого новичка находится уникальный глубоководный аппарат, аналогов ему нет в мире, он может погружаться на рекордные 700 метров. Также, благодаря уникальному оборудованию, впервые станет возможна эвакуация личного состава субмарин при крене в 45 градусов.

Появятся в Севастополе и сторожевые корабли проекта «11-356». На его борту будет находиться самое разнообразное вооружение, которое способно обнаружить и поразить надводные, подводные, воздушные и наземные цели.

Кроме этого ведутся разработки нового российского автомного миноносца. Условно ему дали шифр «Лидер». Его максимальная длина будет составлять 200 метров. Всего планируется построить 12 таких кораблей.

Эксперты утверждают, что долгие годы российский флот находился в настоящем упадке и требовал серьезных модернизаций. Сегодня, в рамках программы перевооружения, эту проблему постепенно решают. Но даже и без современных кораблей, отечественные военные субмарины и крейсеры держат в страхе многие европейские страны, причем наши западные соседи часто пугают себя сами, без каких-либо оснований. В октябре прошлого года в Швеции началась настоящая паника, когда местная разведка доложила о каком-то неопознанном подводном объекте в стокгольмском архипелаге. Практически сразу же появилась версия, что это именно российская субмарина. В прессе даже появилась версия, что это атомоход с ядерными ракетами на борту. На перехват лодки отправили десятки кораблей, вертолетов, общая численность солдат превысила 200 человек. Но круглосуточные поиски в течение нескольких дней не дали никаких результатов. Некоторые эксперты сравнивают истерию по поводу розысков таинственной субмарины с непрекращающимися поисками мифического животного Нессии в Лох-Несском озере.

Не устают видеть врага в лице России и прибалты. Так, в августе латвийские военные сообщили, что обнаружили у своих границ военные русские корабли, а точнее – минный заградитель Виктор Конецкий на буксире у спасательного судна. То есть спасательную операцию в Риге приняли за обманный маневр, чтобы высадить десант на берегах этой маленькой и беззащитной страны. Латвийцы и весной этого года начали трубить тревогу, заметив русские корабли в Балтийском море. Местные военные сразу же заявили о том, что на Латвию движется целая боевая эскадра из Калининграда.

В ответ министерство обороны России опубликовало в социальных сетях обращение к латвийским коллегам, в котором поблагодарило их за рекламу российского военно-морского флота.

Впрочем, хорошей рекламой является и тот факт, что за последние пятнадцать лет Россия продала иностранным партнерам военно-морской техники и оказала услуг по ее эксплуатации на 21,5 миллиард долларов. И эксперты уверены, это далеко не предел.

Комментариев пока нет

Новости партнёров