Соседи Политика Без дураков

Чего нам ждать от Узбекистана?

30 августа 2016
Итак, пока непонятно, то ли умер Ислам Каримов, то ли оппозиционное Международное информационное агентство «Фергана» набросило фейк. Одно совершенно точно, что в ближайшее время в Узбекистане начнут происходить всякие события, связанные со сменой власти. Нас же в первую очередь интересует, кто придёт к власти, и чего ждать от Узбекистана в будущем. Будет ли сохранён курс на сближение с Россией и интеграцию в ЕАЭС.

В сети появились опровержения смерти Ислама Каримова. И, тем не менее, инсульт есть инсульт. И, как бы то ни было, но:

Статья 96.

При невозможности исполнения действующим Президентом Республики Узбекистан своих обязанностей его обязанности и полномочия временно возлагаются на Председателя Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан, с проведением в течение трех месяцев в полном соответствии с Законом «О выборах Президента Республики Узбекистан» выборов Президента страны.

То есть, в любом случае смена руководства в республике в ближайшие месяцы нам всем гарантирована. Тем более, что происходящие в Узбекистане события, ни что иное, как действия на упреждение:

Заключение под домашний арест одного из вероятных кандидатов на пост главы государства, ориентирующегося на Запад, как ничто иное показывает, что связка премьер Шавкат Мирзияев и глава СНБ Рустам Иноятов решили не запуская дело на самотёк, взять контроль над событиями в свои жёсткие руки. Если исходить из известного, что председатель сената Нигматилла Юлдашев - человек чисто технический, 72-х летний глава СНБ Рустам Иноятов сумел загнать в подполье или выдавить из страны активных исламистов и продолжает контролировать ситуацию в части поддержания порядка в стране, а премьер Шавкат Мирзияев предпочитает опираться на сотрудничество с Россией, то есть надежда на смену власти без особых потрясений и сохранение курса.

Правда, у Каримова остались две дочери.

Гульнара

И Лола

Но, в отношении их я бы особо не заблуждался. Конечно, амбиции у девочек ещё те, но с реальным влиянием уже потруднее.

Вот что вызывает серьёзное беспокойство, так это загнанные в подполье акрамиты и исламисты. Набожность узбеков была достаточно высокой ещё во времена СССР. Со второй половины 80-х годов, к развалу СССР, возвращение ислама в жизнь узбекского общества пошло уже полным ходом. И уже в 90-е количество мечетей и всевозможных учебных заведений исламского толка увеличилось на порядки. Признаками возрождения ислама в республике стали:

- резкое увеличение числа людей, считающих себя мусульманами (фактически более 90% коренного населения называют себя мусульманами в ответ на вопрос об их религиозной принадлежности);

- значительное увеличение числа мечетей (от 300 в 1989 г. до 6000 - к 1993 году); увеличение числа студентов и слушателей религиозных учебных заведений в несколько раз, и т.д.;

- провозглашение мусульманских праздников Курбан Байрам (ид аль-курбан) и Ураза Байрам (ид аль-фитр) в качестве государственных;

- празднование памятных дат, связанных с именами крупных религиозных деятелей Центральной Азии в государственном масштабе;

- легальное распространение информации, пропагандирующей ценности и нормы ислама (книги, брошюры, теле- и радиопередачи, и т.д.);

- расширение международных контактов с мусульманскими странами, вступление Узбекистана в международные исламские организации (ОИК, ЕСО и т.д.);

- возникновение и активизация деятельности политических движений под исламскими лозунгами, их консолидация с другими оппозиционными силами в республике.

Причём, в наибольшей степени трактование ислама в республике в основном обрело увязывание ислама с принципами социальной справедливости. Этакая смесь ислама с социализмом. Бывший учитель математики, бывший член подпольной организации «Хизб ут-Тахрир» Акрам Юлдашев вышел из этой организации и написал трактат философского характера «Путь к вере» (узб. Imonga yoʻl). В своем произведении он в основном рассуждал о нравственном совершенствовании мусульманина. Круг единомышленников, сформировавшийся вокруг Акрама Юлдашева, впоследствии стали называть акрамитами.

В своих проповедях Юлдашев попытался доказать, что ислам может гарантировать достойные условия жизни для всех мусульман. Предприниматели, ставшие последователями Акрама Юлдашева, стали создавать на своих предприятиях широкую сеть социальных гарантий для рабочих — оплачивать лечение в случае заболевания работника, установили зарплату не ниже прожиточного минимума и т. п. Популярность у населения идей акрамитов вызвало у властей беспокойство.

Акрам Юлдашев был первоначально арестован в 1998 году, но 6 января 1999 года он был амнистирован и освобождён. После событий 16 февраля 1999 года в Ташкенте 17 февраля 1999 года Акрам Юлдашев был снова задержан и лишен свободы сроком на 17 лет по обвинению в участии в терактах.

В начале этого года узбекская служба радио "Свобода" сообщила, что Акрам Юлдашев уже лет пять как скончался в тюрьме от туберкулёза. Насколько это достоверно, пока неизвестно. Ученики же и последователи Юлдашева в основном находятся в глубоком подполье или за границей. Это не совсем те исламисты, что по пять раз на день молятся. В учении Юлдашева на первом месте не столько следование обрядам, сколько следование достижению социально справедливого общества. И в условиях Узбекистана, с его тяжёлым экономическим положением и крайне высокой безработицей, это учение находит немалое количество последователей. Если найдётся лидер, сумевший поднять эту народную массу, тогда, с учётом внешних заинтересованных в дестабилизации обстановки факторов, о спокойствии в Узбекистане можно будет позабыть надолго.

Напомню, что именно акрамиты в 2005 году устроили волнения в Андижане, вылившиеся в вооружённые столкновения.

12 мая приблизительно в 23:30 сторонники осуждённых бизнесменов двумя группами до 40 человек под руководством А. Хакимова и И. Пирматова совершили нападение на патрульно-постовую службу УВД Андижанского вилоята. В это же время две другие группы в количестве 40 человек, возглавляемые М. Собировым, И. Хожиевым и А. Ибрагимовым, напали на войсковую часть министерства обороны. Сторонниками бизнесменов было похищено 64 автомата, 2 винтовки, 15 штык-ножей, более 4 тысяч патронов, а также автомашина марки «ЗиЛ-130». Около часа ночи члены этих боевых групп всего в количестве около 80 человек ворвались на территорию тюрьмы УЯ-64/Т-1, протаранив её ворота похищенным военным грузовиком. К моменту нападения в тюрьме содержалось 737 заключённых и осуждённых, из которых 527 были незаконно освобождены. Часть заключённых, среди которых находились рецидивисты, вооружившись захваченным «акрамистами» огнестрельным оружием, присоединилась к ним и приняла активное участие в захвате здания областной администрации. 13 мая все люди, в том числе освобождённые из следственного изолятора, приняли решение выдвинуться к администрации Андижанской области и провести там народный митинг. Они захватили практически неохраняемое здание, взяв находившегося в здании сотрудника милиции в плен. Вслед за этим мятежники начали связываться по телефону и вызывать к зданию областного хокимията своих родственников и близких и население из близлежащих улиц.

Не стоит также забывать и о том, что немалое количество исламистов прошло хорошую выучку и боевую подготовку в локальных конфликтах на территории Таджикистана, Афганистана, Ливии, Сирии, в той же ИГИЛ, в которой идеи социального равенства также очень популярны...

Когда-то многомудрый Ислам Абдуганиевич предрёк:

"В ближайшее время на постсоветском пространстве активизируются силы, которые, пользуясь тем, что молодое поколение не имеет достаточного понятия о недавней истории, стремятся путем вымыслов возбудить ностальгию по советскому прошлому. При всём этом, забывая о тоталитарной сути советской империи, распад которой был обоснован, в первую очередь, политической, экономической и идеологической несостоятельностью".

Источник

Комментариев пока нет

Новости партнёров