Россия Медиа

Финн на "Ладе" УХХнул до Владивостока

01 июня 2016
За месяц журналист финского издания Helsingin Sanomat Пекка Хакала (Pekka Hakala) преодолел на автомобиле "Лада" с говорящими номерами УХХ почти 10 тысяч км от Выборга до Владивостока. Сразу после своего возвращения из автопробега он рассказа" о том, как прошло путешествие, отличается ли культура вождения в Финляндии и России и сколько раз его останавливали сотрудники ГИБДД.

- Как родилась идея путешествия через всю Россию?

- Несколько лет назад я услышал песню Игоря Растеряева "Русская дорога" и подумал: а почему бы не проехать через всю Россию? Я понял, что такое путешествие лучше осуществить на классической "Ладе", которая имеет символическое значение для Финляндии (автомобили "Лада" продавались в Суоми 30 лет назад и пользовались популярностью. - Прим. автора). Кроме того, хотелось посмотреть на страну с точки зрения простого жителя, а не олигарха, путешествующего на "Лексусе". Проект обсуждался еще несколько лет назад, и, когда редактор Каиус Ниеми (Kaius Niemi) наконец-то одобрил его, я на следующий же день отправился в Петербург и купил "Ладу". Бюджет всего путешествия составил почти 7000 евро, включая работу четырех фотографов-фрилансеров.

Фото: Пекка Хакала. Селфи с "Ладой"

- Чему вы научились на российских дорогах? Судя по одной из ваших заметок, бензин вы теперь покупаете на заправках больших сетей?

- В Финляндии существует стереотип о рискованной и быстрой езде в России. Отчасти это суждение основано на стиле вождения в 90-е на трассе между Выборгом и Санкт-Петербургом. Однако после Мурманского шоссе скорость автомобилей значительно снижается. Это связано с тем, что я назвал "выбоина-сюрприз" (yllätyskuoppa), а также с общим стилем жизни в провинциальной России - куда тут торопиться?

Что касается бензина, то тут нужно сделать уточнение: второй раз я купил плохой бензин уже на небольшой заправке под вывеской "Роснефть" между Читой и Улан-Удэ. Логотип большой сети ничего не означает в России. Для себя я сделал вывод, что признак хорошей заправки - наличие рядом заправочной техники. Также можно съехать с большой дороги в маленькие населенные пункты и заправиться там: местные продавцы опасаются продавать некачественный бензин своим соседям.

"Я завел автомобиль, и "Лада" дернулась всего один раз. Кажется, мусор, залитый на бензозаправке, остался в фильтре. Я продолжил свой путь. Интересно, как на такое топливо отреагировала бы новая иномарка? Скорее всего, взорвалась бы", - пишет Пекка Хакала в своих путевых заметках для Helsingin Sanomat.

- Во время путешествия вам два раза потребовалась помощь автомехаников (в Вологде и Иркутске). Российские дороги - это одна из наших бед?

- Первоначально я решил, что самый короткий путь от Выборга до Владивостока будет по федеральным трассам, поэтому до Кирова и Перми я поехал через Вологодскую область. Сейчас я понимаю, что это была ошибка, потому что там меня ждало 600 км бездорожья. Этого можно было бы избежать, поехав через Ярославль и Кострому. И конечно, стоило бы отказаться от маршрута через Москву. Еще я боялся безлюдного участка между Читой и Хабаровском около китайской границы. И напрасно! Эта дорога была самой лучшей. Но в России водитель никогда не должен терять концентрацию - в любой момент можно заехать на картофельное поле и очутиться колесом в яме в асфальте. От вождения по российским дорогам я почти не устал: тело всегда получает долю адреналина.

Фото: Пекка Хакала. "Лада" преодолевает бездорожье Вологодской области

- Где вы останавливались на ночь: в гостиницах или кемпингах? Общались с дальнобойщиками?

- Да, все ночи я провел в гостиницах. И лучшая была в поселке Переяславка Хабаровского края, с населением в 7000 человек. С дальнобойщиками я побеседовал в пробке перед Иркутском в основном о состоянии дорог.

- Поняли ли вы "язык трассы", например, когда мигают поворотниками?

- В Финляндии тоже мигают. У нас грузовики показывают, что можно объезжать. А умные водители также могут поблагодарить, мигая аварийкой или стоп-сигналом. Тут культурные различия минимальны.

- Останавливали ли вас сотрудники ГАИ?

- Останавливали где-то семь раз. Восьмой раз не был связан с вождением - полиция остановила "Ладу", чтобы узнать, что финн Пекка и украинец Бондарь (Артур Бондарь - один из фотографов-фрилансеров, который снимал путешествие Пекки на Урале. - Прим. автора) делают в отдаленных российских деревнях. Но шесть раз это была обычная проверка - регистрация, страховое свидетельство, права... Последний раз был самый забавный - меня остановил гаишник с радаром: "Я думаю, что вы превысили скорость... О, вы - финн? Приятного пути!"

"Где-то за сотню километров до Красноярска на обочине продают зелень, которую, наверное, собрали у дороги. "Это черемша, 50 рублей за пучок, - говорит Владимир, 59 лет, который продает у трассы то, что собрал сам. - Настоящий сибирский лук. Самый полезный" <...> В Финляндии дикий лук растет только на Аландских островах", - пишет​ Пекка Хакала в своих заметках для Helsingin Sanomat.

- Не страшно ли было вам приобретать еду у торговцев на трассе? Попробовали ли вы какие-нибудь национальные блюда?

- Я почти два года прожил в Москве, и мой кишечник уже приспособился к русским бактериям. Кулинарные изыски я не пробовал, но в Сибири я покупал рыбу. Могу сказать, что строганина хороша. Но теперь в ней, увы, мало соли. Международная пропаганда против соли распространилась и на российскую глубинку!

- Как в целом происходило ваше общение с россиянами? Были ли случаи агрессии?

- Ну, с агрессией я сталкивался только в комментариях в Интернете. Тем более что к финнам относятся положительно. И не только к Вилле Хаапасало. В конце концов, в Финляндии романтизма по отношению к России больше, чем русофобии. Отношения между странами всегда были хорошими, и это не зависит от того, кто сидит в Кремле.

Фото: Пекка Хакала. Поселок Переяславка Хабаровского края

- Как вам показалось, много ли россияне знают о Финляндии?

- Я думаю, что в России о Финляндии и финнах знают больше, чем в соседней Швеции, где живут почти 400 тысяч финнов.

- Вы в своем путешествии убедились, что наши страны исторически тесно связаны. Вы даже нашли город, куда был сослан Пер Эвинд Свинхувуд (Pehr Evind Svinhufvud), ставший позже президентом Финляндии, а совершенно неожиданные люди, как, например, электрик в Сибири, говорили вам, что их родственники живут в Суоми.

- За 70 лет советского времени наблюдалось отсутствие нормального взаимодействия людей, но исторически вакуума не было: например, депортация финских и ижорских деревень в Сибирь. Финляндия для России имеет большее значение, чем ее размер. А значение России для Суоми было решающим много раз в ходе истории.

"Свинхувуд провел в Колывани Новосибирской области несколько лет, до февраля 1917 года. За это время он успел пожить, по крайней мере, в трех разных домах. <...> Один из домов, в котором жил президент, - это дом Васильковых. После ремонта в этом здании расположился офис местной газеты "Трудовая правда".
"По словам электрика Абдуллина, год работы в лагере изменил его представление о современной истории. Электрик даже прочел книгу "В круге первом" Александра Солженицына. <...> "Отправить человека в лагерь на 25 лет - это возможно только при коммунизме. В цивилизованном мире такого нет". Затем Абдуллин неожиданно спросил меня: "А в Финляндии вы не в городе Вантаа живете? Моя двоюродная сестра Раиса сейчас там проживает", - Пекка Хакала, Helsingin Sanomat.

- Своим автопробегом вы хотели показать Россию вне Москвы и Санкт-Петербурга. В чем, по вашему мнению, отличие двух столиц от провинции?

- Отличие в менталитете городских жителей и селян - это глобальное явление. Санкт-Петербург и Москва скорее напоминают большие европейские города, а в сельской местности больше ценят скромный образ жизни. Но самое важное открытие, на мой взгляд, в том, что здесь каждое место имеет свой собственный дух. Фотограф Юрий Мальцев хорошо выразил эту идею, когда мы были во Владивостоке. Тогда я предложил поехать в Уссурийск, чтобы продать нашу "Ладу" в конце пути, потому что там идет торговля русскими машинами, чего во Владивостоке почти нет. "Поезжай туда, и, может быть, у тебя получится продать машину, а может, и нет. Но неделю ты там будешь бухать при любом раскладе", - сказал Мальцев. Здесь не одна или две России, а огромное количество!

Фото: Юрий Мальцев

В конце автопробега во Владивостоке Пекка Хакала продал "Ладу" за 30 тысяч рублей. В Выборге он купил ее за 80 тысяч.

- Российские СМИ рассказывали о вашем путешествии, и, как вы сами писали, вас стали узнавать на улицах. Чувствуете себя знаменитым?

- Сложно быть международной звездой. Нет, это было бы слишком громкое заявление. В большой стране происходит множество историй.

- А как финские читатели Helsingin Sanomat отреагировали на ваше путешествие?

- Большинство людей интересовали практические вещи: дороги, парковки, проживание, работа навигаторов и радиоприемников в дороге. Вначале были комментарии, что все это фарс, но после первых путевых записок отзывы стали положительные.

- Порекомендовали бы вы такое путешествие другим? Сами бы еще раз поехали?

- Конечно, порекомендовал бы! Но сам бы я, конечно, не скоро в такое путешествие отправился.

Напомним, что 25 апреля Пекка Хакала почти за 1000 евро купил автомобиль "Лада", который он назвал финским именем Reeta, и отправился из Выборга во Владивосток. На автопробег из Выборга во Владивосток ушло 30 дней, хотя первоначально планировалось, что это расстояние он преодолеет за 24 дня.

Источник

Комментариев пока нет

Новости партнёров