Россия Образ жизни

Небо. Самолет. Чиновник

23 сентября 2016
Бизнес-джет в хозяйстве успешного предпринимателя и миллиардера – вещь естественная. На то он и «бизнес». Другое дело, когда «слуги народа», которому рекомендовано «держаться, поскольку денег нет», позволяют себе родовые поместья, квартиры размером с футбольное поле и личные самолеты. «Преступная Россия» разбиралась, кому из отечественных чиновников выпало такое счастье.

Летающие собаки

Повышенное внимание к дорогим самолетам месяц назад (с легкой руки Алексея Навального и его Фонда борьбы с коррупцией) привлекли «летающие собаки» вице-премьера Игоря Шувалова. Милые песики с экстравагантными именами летают на престижные международные выставки канадским люксовым джетом Bombardier Global XRS, средняя стоимость которого составляет 55 миллионов долларов.

Других посмотреть и себя показать Андвол Пинкертон, Андвол Цесаревич, Андвол Остап Бендер и Андвол Я Твой Идол (так зовут этих представителей коллекционной породы корги-вельш пемброк) летают в сопровождении персональных гувернанток и владелицы – супруги вице-премьера Ольги Шуваловой.

При том, что каждый рейс «Бомбардье» обходится в круглую сумму от 30 до 50 тысяч евро в зависимости от пункта назначения.

Фонд Навального подсчитал, что только на дачу Шуваловых в австрийском Зальцбурге самолет слетал за год 18 раз (что стоило им $1 440000). Собачьи полеты на выставки в этом же году стоили шуваловской семье значительно меньше – порядка 40 миллионов рублей.

Арт-объект в Шуваловском парке

Разумеется, весть о том, что собаки Шуваловых летают защищать честь страны на международных турнирах не лоукостерами, вызвала бурное оживление среди российских налогоплательщиков – в Сети стихийно возник флэшмоб под девизом «Хочу быть собакой Шувалова», а в Шуваловском парке Санкт-Петербурга появился арт-объект на злобу дня от художников движения «Явь».

Подарок к дембелю

Игорь Шувалов навещает в армии сына Евгения. 2012 год

Разумеется, роскошный джет напрямую не принадлежит российскому вице-премьеру, поэтому нигде среди его имущества не задекларирован. Спустя две недели после скандала в СМИ выяснилось, что «Бомбардье» является собственностью сына Шувалова, вернее, его компании Altitude, зарегистрированной на Бермудах.

Шувалов-младший владеет ей с тех самых пор, как демобилизовался в 2013 году из рядов ВМФ РФ, где отслужил срочную службу в спецназе Тихоокеанского флота на острове Русском.

Этот момент совпал по времени с государственной кампанией по возвращению активов госчиновников под национальную юрисдикцию.

После того, как 7 мая 2013 года Владимир Путин подписал пакет законов (№ 79-ФЗ, № 102-ФЗ и № 3-ФКЗ), господа Шуваловы, люди небедные, перевели свои компании в Россию, но вот с Altitude и еще одним офшором вышла незадача – бермудское законодательство не позволило.

Шуваловские миллионы

Самолет во владении Шуваловых числился еще с 2009 года. Он был приобретен на проценты от кредита, который в 2003 году Шуваловы дали другу семьи Сулейману Керимову на покупку акций «Газпрома».

После этого акции «Газпрома» стремительно подорожали, и за несколько лет 18 шуваловских миллионов долларов чудесным образом превратились в 80, а то и в 100 (писавшая в 2012 году об этом дружественном займе газета «Ведомости» затруднилась назвать точную цифру). Подобным образом Шуваловы «удачно одалживали» деньги друзьям-миллиардерам неоднократно.

Например, Gallagher Алишера Усманова, взяв у багамской компании Ольги Шуваловой Sevenkey 50 миллионов долларов в долг в 2004 году, спустя пару лет вернула ей $118 миллионов. За что в 2004 году Шуваловым перевела 50 миллионов долларов офшорная компания Романа Абрамовича – Евгения Швидлера Unicast Technologies, никому непонятно. Попыток объяснить перечисление этой суммы вице-премьер никогда не предпринимал.

Единственное, что можно предположить, – таким образом Абрамович с партнером выразили Шувалову свою признательность за лоббирование консолидации металлургической отрасли России в руках владельца лондонского «Челси».

Взяли полетать

Bombardier Global XRS с бортовым номером M-VQBI - собственность компании Евгения Шувалова

Словом, деньги у Шуваловых были, прикупили и самолет, но «посадить» его в российской юрисдикции возможности не было.

Тут подоспел хороший повод – демобилизуется сын Евгений, в свое время мужественно выбравший между учебой в Оксфорде и службой в армии последнюю. Ему и была отписана фирма Altitude вместе с прилагающимся к ней самолетом.

По заверениям главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова, с тех пор Шуваловы у сына самолет берут попользоваться регулярно, но всякий раз исправно оплачивают все расходы. Однако есть одно «но», и существенное.

Юрист Фонда борьбы с коррупцией Любовь Соболь версию Венедиктова этим «но» разбивает вдребезги: дело в том, что на офшорном острове Мэн, где по факту числится Bombardier Global Express с бортовым номером M-VQBI, невозможно регистрировать самолеты для коммерческих целей. Просто запрещено законами острова.

Некоммерческое использование бизнес-джетов также четко регламентировано – если в самолете летит человек, не имеющий отношения к компании, на которую зарегистрирован летательный аппарат, – это нарушение закона. Вместе с ним в воздухе, как минимум, должен находиться либо глава компании, либо ее сотрудники. Но никак не собаки матери владельца и их гувернантки. И то, что Игорь Иванович Шувалов платит за использование джета, также нарушает правила частной авиации острова Мэн, считает юрист ФБК.

650 часов – полет нормальный

Новый самолет Игоря Сечина

А вот другой Игорь Иванович, глава компании «Роснефть» Игорь Сечин правил никаких не нарушает. На новом джете, принадлежащем офшорной «дочке» «Роснефти», Сечин летает сам.

В остальном у главы госкорпорации «Роснефть» с вице-премьером Шуваловым, кроме имени-отчества, удивительно много общего.

Например, любовь к самолетам канадской марки Bombardier. В конце августа стало известно, что кипрская компания Shelf Support Shiphold Limited (SSSL) приобрела люксовый Bombardier BD-700-1A10 Global 6000. Как и шуваловский «Бомбардье», самолет с бортовым номером M-YOIL зарегистрирован в Авиареестре острова Мэн.

По данным СМИ, офшор возглавляет некий Александр Соколов – полный тезка главы финансового департамента «Роснефти». Поэтому обнаружение SSSL на сайте «Роснефти» в списке лиц и компаний, аффилированных с российским нефтяным гигантом от 30.06.2016 г. выглядит закономерным, хотя именно эта «дочка» «Роснефти», согласно документам, распоряжается недвижимостью, а за авиацию отвечает еще один офшор Skyline Asset Management Ltd.

Несмотря на кризис, покупка подсобным офшором «Роснефти» нового самолета более чем за 55 миллионов долларов с морально-этической точки зрения, казалось бы, оправдана – средняя цена на нефть в рублевом выражении выросла по сравнению с началом года на 20%, а чистая прибыль компании во втором квартале 2016 года, по данным августовского отчета, достигла 89 млрд рублей, что превышает результаты I квартала в 6,4 раза. Хорошо заработали – обновили авиапарк.

Тем более что Сечин, которого СМИ часто называют вторым по влиятельности российским политиком после Путина, по его словам, значительную часть своей жизни проводит в самолете. Не чартерами же бюджетными ему летать.

«Я лично в прошлом году для организации работы наших дочерних предприятий, экспортных контрактов, переговоров с партнерами, провел 650 часов в самолете. У нас есть удаленные площадки. Если кто-то хочет 650 часов проводить в самолете − пожалуйста», − жаловался на жизнь глава «Роснефти» в августе, объясняя акционерам, почему у руководства компании в непростые для страны времена такие странные зарплаты со множеством нулей в конце.

Базовый интерьер Bombardier Global 6000, в котором Игорю Сечину приходится проводить в воздухе 650 часов ежегодно

Топ-менеджер компании мирового уровня должен и зарабатывать на мировом уровне, рассуждает Сечин. А иначе переманят зарубежные конкуренты. Например, доход самого Сечина за 2015 год оценивается в диапазоне от 459 до 612 миллионов рублей.

Первым делом самолеты

Однако в том, что глава «Роснефти» о стране не думает, его обвинить нельзя. А иначе зачем бы ему просить президента Владимира Путина обнулить ввозные пошлины и НДС на покупку бизнес-джетов.

Таможенные сборы на летательные аппараты бизнес-класса в настоящее время составляют до 30% стоимости самолета. Плюс 18% НДС. Поэтому импортируемый в Россию бизнес-джет моментально дорожает в полтора раза. Учитывая среднюю стоимость популярных среди элиты Gulfstream, Embraer, Bombardier или Falcon на уровне 25−30 млн долларов, разница получается внушительная. Недешево обходится и обслуживание – ежегодно владелец тратит на свой крылатый транспорт от 1 до 2 миллионов долларов в зависимости от модели.

По данным Минэкономразвития РФ, аффилированных с российским бизнесом и частными лицами бизнес-джетов в стране насчитывается не менее 500, и только 72 из них имеют российскую «прописку». Нетрудно подсчитать, какую сумму могут принести казне зарегистрированные в России 500 «Гольфстримов», «Боингов» и «Фальконов». От 700 млн до миллиарда долларов ежегодно.

Ведомства с энтузиазмом поддержали инициативу Сечина. Минвостокразвития сочло, что такое изменение приведет к расширению отечественной сети аэродромов, а Минтранс увидел в нем перспективу появления новых рабочих мест и дополнительные денежные потоки в бюджет. Понравилась идея и главе государства, который в августе дал ведомствам поручение разработать процедуру освобождения бизнес-авиации от таможенных пошлин со сроком отчитаться о ходе его исполнения до 14 октября.

Для «Роснефти» тем временем инициатива утратила актуальность, поскольку выдвигалась в связи с конкретными задачами. Компания планировала закупить сразу несколько самолетов с лыжными шасси для полетов на северные месторождения. В итоге остановила свой выбор на относительно недорогих канадских DHC-6 Twin Otter Series 400 ($6,5 млн), поручив их обслуживание красноярскому ООО «АэроГео». Остальной воздушный флот «Роснефти» по-прежнему остается в офшорах, где в собственности ее «дочек» числится не менее 20 бизнес-джетов.

Остров, где все есть

Изменится ли ситуация с офшорной припиской большинства судов бизнес-авиации с введением нулевых пошлин – вопрос открытый. Традиция держать частную авиацию в безналоговых зонах не нова. Безусловным лидером по количеству зарегистрированных бизнес-джетов среди них является остров Мэн – владение Британской короны в Ирландском море, не входящее в состав ЕС. Официально он находится в британской юрисдикции, но фактически имеет права автономии.

Первый частный самолет был зарегистрирован здесь не так давно − в 2007 году, а в 2014-м их число превысило 700. Ежегодный прирост в 100 самолетов объясняется уникальным налоговым климатом, созданным властями острова для владельцев частных воздушных судов.

Даже по сравнению с другими офшорами, Мэн – самое выгодное для авиавладельцев место регистрации самолетов. Причин тому множество – на острове нулевая ставка налогообложения с корпоративных доходов для большинства видов деятельности, кроме банковской, отсутствует налог на страховую премию и нет строгих требований к тому, где самолет обычно базируется.

Регистрация воздушных судов и оформление всех необходимых документов занимает минимум времени и обходится в символические (по сравнению с доходами среднестатистического владельца самолета) суммы.

Как отмечает юрист ФБК Любовь Соболь, главная особенность офшора – не являясь частью ЕС, остров входит в его таможенное и фискальное пространство, и зарегистрированный на нем самолет может спокойно летать в воздушном пространстве Евросоюза.

Кроме того, здесь самые низкие по Европе расценки на техническое обслуживание и наем летного персонала. Для российских же чиновников и предпринимателей особой прелестью острова стала возможность регистрировать на нем роскошные воздушные суда без ненужной огласки.

Приписанные к острову Мэн самолеты можно определить по первой литере «M» в бортовом номере, состоящем из короткой буквенно-цифровой комбинации. А дальше все зависит от фантазии владельца. Например, в зарегистрированной на острове авиаэскадре Олега Дерипаски несколько бортов летают под номерами M-ALAY, M-UGIC, M-UKHA, а новый Bombardier банкира Олега Тинькова унаследовал тот же номер, который был у предыдущего его джета марки Falcon – M-TINK.

По данным отраслевого социального ресурса Aviaforum.ru, на котором делятся друг с другом информацией летчики-профессионалы и любители авиации, остров Мэн в качестве места регистрации своих воздушных судов, зарегистрированных на аффилированные офшорные компании, избрали многие представители российской бизнес-элиты, компании и чиновники.

Вот их далеко неполный список:

M-RCCG Embraer Legacy 600 – основатель РМК Игорь Алтушкин; M-URUS Boeing BBJ – частный инвестор Рустем Терегулов; M-HHHH Airbus A318 Elite – бывший совладелец Черкизовского рынка Зарах Илиев; M-JIGG Gulfstream G550 и M-ESGR Embraer Legacy 600 – объявленный в РФ в розыск российско-украинский миллиардер Константин Григоришин; M-UNIS Bombardier Global Express XRS – генеральный директор компании Petropavlovsk Павел Масловский; M-ISRK Dassault Falcon 900LX – бывший вице-президент ЛУКОЙЛа Искендер Халилов; M-ANTA - Камиль Юсупов (ОАО ВТБ Татарстана); M-VANG - Андрей Гончаренко; M-ARJJ -Аркадий Ротенберг; M-AFAJ – Марина Мамонтова (Москапстрой); M-OSPB – владелец банка «Уралсиб» Владимир Коган; M-KATE –Дмитрий Рыболовлев; M-YORK Falcon 7X - бывший владелец ОАО «Банк Москвы» Андрей Бородин, находящийся в международном розыске. Бортовой номер зарегистрирован на компанию Lead Universal Limited, аффилированную с «Банком Москвы».

Российские компании и банки тоже нередко регистрируют свои воздушные суда на выгодном во всех отношениях острове:

M-ATPS Gulfstream G550 - ТПС Недвижимость; M-HAWK Bombardier Global 6000 и M-YBST Challenger 604 - через оффшорную «дочку» Genetechma Finance Limited владеет Внешэкономбанк; M-ABDL Hawker 4000 зарегистрирован на «дочку» Сбербанка SB Leasing Ireland; M-AVOS Gulfstream G450 - аффилированую с ВТБ компанию Helter Management Limited.

Некоторые бортовые номера на данный момент могут быть неактуальны, если самолет сменил регистрацию, либо был продан владельцем.

Крылатый полпред

Доказано, что летать самолетами бизнес-авиации самому и использовать их для нужд своей семьи вполне спокойно можно и не регистрируя их на свои офшорные компании – за все заплатит государство.

Для этого, правда, нужен соответствующий статус, которого, судя по привычке использовать для передвижения по просторам необъятной родины исключительно джеты «Бомбардье», «Гольфстрим» или «Фалькон», достиг заместитель председателя правительства и полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

По данным тендера ФГУП «Предприятие по поставкам продукции управления делами президента РФ» на сайте госзакупок, в 2016 году на перелеты Трутнева по делам службы потратят 33,4 млн рублей. Выполнять заказ будет компания «Газпромавиа», которая в 2015 году за полеты полпреда президента на Дальнем Востоке получила из госбюджета по двум контрактам 20 и 23 миллиона рублей.

Между тем, суммы, выделяемые на авиаперелеты полпредов в других федеральных округах, значительно скромнее. Например, перелеты полпреда в Северо-Западном федеральном округе Николая Цуканова в 2016 году обойдутся государству в 6,27 млн рублей, а воздушные командировки полномочного представителя в третьем по величине среди российских федеральных округов УрФО Игоря Холманских – в 5,7 млн рублей.

По данным Znak.com, в отличие от Трутнева, неприхотливый Холманских пользуется самолетами компании «Уктус» – довольно бюджетными в классе бизнес-авиации L-410 и АН-74.

С одной стороны, такая дифференциация расходов кажется логичной: Дальневосточный федеральный округ – по площади самый большой в России (занимает 36,4 % от всей территории РФ). Но тогда возникает не менее логичный вопрос – почему полпред президента в Сибирском федеральном округе Сергей Меняйло может обойтись 14 миллионами рублей в год на авиаперелеты, а его предшественник Николай Рогожкин и вовсе обошелся в прошлом году 13 миллионами?

При том, что Сибирский федеральный округ меньше ДФО всего на 1100 км² и занимает второе место по величине (29,95% от территории РФ), разница в 20 миллионов рублей между расходами полпредов на полеты выглядит странной.

Всего же на перелеты полномочных представителей президента 2016 году будет потрачено около 148 миллионов рублей. В прошлом году сумма была побольше - 167 400 000 рублей. Однако детали, касающиеся распределения бюджетных средств на авиаперелеты полпредов и типов используемых воздушных судов, закрыты. Кроме «Извещения о проведении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)» на сайте госзакупок нет никакой информации о проведении конкурса.

Между тем, ранее такая информация публиковалась. До тех пор пока журналист Олег Лурье не предал широкой огласке сведения об авиаперелетах все того же Юрия Трутнева в 2013 году, подкрепив информацию документами, найденными в открытом доступе.

Лурье выяснил, что все полпреды президента, кроме Трутнева, обходятся стандартными «Боингами», отечественными «Ту-154» и «Як-40». Полпреду же по ДФО Управление делами президента РФ заказывает перелеты на самых престижных бизнес-джетах Gulfstream G550, Bombardier Global Express 5000, Bombardier Challenger 600 и Falcon 2000. В одном только 2013 году на перелеты Трутнева ушло 49 миллионов рублей.

По данным «Собеседника», кроме самого полпреда, недавно предложившего в качестве меры борьбы с коррупцией не брать на госслужбу детей и внуков коррупционеров, зафрахтованными для него на деньги госбюджета самолетами между делом пользуется и его семья.

Gulfstream G550 - один из предпочитаемых Юрием Трутневым для служебных командировок самолетов

Ментальные различия

Как подтверждает недавняя история с собаками Шувалова, использование родственниками и близкими чиновников и предпринимателей корпоративного и взятого в аренду авиатранспорта − обычное дело в России.

Информация об этом, как правило, тщательно скрывается, самолеты порой зарегистрированы в офшорах через целую вереницу компаний, и отследить их перемещения можно лишь по используемому частным бортом транспондеру типа ADS-B через сервис Flightradar24 и его аналоги.

Справедливости ради, стоит отметить, что не все российские чиновники, а тем более их родственники, спокойно летают бизнес-джетами за народные деньги. По данным «Новой Газеты», только регулярными рейсами в командировки летал бывший глава МВД Рашид Нургалиев, не позволял себе роскоши и глава РОСНАНО Анатолий Чубайс, как и ряд других государственных мужей рангом пониже. Однако ситуация в целом от этого не меняется.

На Западе отношение общественности и органов власти к похожим случаям совсем иное. Примеров тому множество. Главу холдинга Hollinger International, медиамагната Конрада Блэка в 2007 году приговорили к 6,5 годам лишения свободы за хищение 6 миллионов долларов у акционеров и одним из пунктов обвинения числилось использование Блэком и его супругой корпоративного джета Hollinger для полета в отпуск на остров Бора-Бора.

В 2010 году во Франции со скандалом ушел в отставку госсекретарь по делам сотрудничества и франкофонии Ален Жуаянде. Ушел, потому что слетал однажды в командировку на Антильские острова частным самолетом, полет которого обошелся в 116 тысяч евро налогоплательщиков. После этого премьер Франсуа Фийон категорически запретил министрам пользоваться частными самолетами без его особого разрешения, порекомендовав им обратить внимание на железнодорожное сообщение и регулярные авиалинии.

В России возможность аналогичных запретов пока всерьез никто не воспринимает. В июле депутат Госдумы от фракции «Справедливая Россия» Олег Шеин официально обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой проверить информацию о самолете Игоря Шувалова, отметив, что использование частного самолета за 55 миллионов долларов не соответствует положениям Кодекса этики и служебного поведения госчиновников, но никакой реакции со стороны главы правительства до сих пор не последовало.

Источник

Комментарии 1

Тьфу! Слов нет ,одни слюни! Скоро 17 год! Столетний юбилей всероссейкого флешмоба: "пристрелил буржуина-получи бочку варенья и пролетарские красные шаровары!",судя по всему праздновать будем не по детски)))

Новости партнёров