Средняя Азия История

Забытые подвиги советских лётчиков-добровольцев в японо-китайской войне

17 октября 2016
Сегодня многие китайские историки, в отличие от своих западных коллег уверены, – Вторая мировая война, в которой довелось поучаствовать шестидесяти двум государствам, на самом деле началась не осенью 1939 года, а гораздо раньше – летом 1937. Именно тогда Япония, уже давно начавшая захватывать китайские провинции, якобы для их демилитаризации, сочла нужным попросту поработить весь Китай.

Сегодня многие китайские историки, в отличие от своих западных коллег уверены, – Вторая мировая война, в которой довелось поучаствовать шестидесяти двум государствам, на самом деле началась не осенью 1939 года, а гораздо раньше – летом 1937. Именно тогда Япония, уже давно начавшая захватывать китайские провинции, якобы для их демилитаризации, сочла нужным попросту поработить весь Китай. Повод для начала для крупномасштабных военных действий в Поднебесной, самураи организовали сами, устроив хитроумную провокацию с так называемым «учением» собственных войск неподалёку от Пекина 7 июля 1937 года. 

Тогда в окрестностях китайского города Ваньпиня во время ночных манёвров пропал один из японских солдат. Ответственность руководство японской армии тут же возложило на гарнизон Ваньпиня, состоявший из китайцев, и отправило в город карательный отряд. К тому времени, как «пленённый» японский солдат нашёлся в расположении собственной военной части, в городе уже шли ожесточённые бои. Именно они стали началом настоящего террора японцев против Китая. Всего через пару недель не способные к сопротивлению хорошо вооружённым и обученным захватчикам китайцы сдали Пекин.

Тогда лидер недавно зародившейся коммунистической партии Китая Мао Цзедуна выступил с призывом к китайскому народу дать отпор японским милитаристам. И в ответ китайский народ развернул настоящую партизанскую борьбу.

Но от авиаударов японских асов гибли уже тысячи мирных жителей. А японцы занимали китайские города в среднем по одному за трое суток.

Любопытно, но, не смотря на постоянные бомбардировки Китая, и захват целых провинций японцами, западные страны, к примеру, такие как США и Великобритания, долгое время предпочитали этого просто не замечать.

Даже после того, как война между Китаем и Японией стала тотальной, представитель МИДа Великобритании Энтони Иден, так же как и представители Государственного Департамента США на полном серьёзе заявляли всему международному сообществу в лице Лиги наций – Япония никакой не агрессор, и войны с Китаем не идёт. А то, что происходит на Дальнем Востоке - всего лишь небольшой локальный конфликт.

Сегодня многие историки считают, что все потому, что Госдепартамент США в самый разгар войны поставлял вооружений Японии… Правда, ровно до тех пор, пока на головы американцам не грянул Перл Харбор. А вот Англия закрывала глаза на агрессию против Китая по другой, но не менее корыстной причине.

Ведь незадолго до конфликта, китайское правительство закрыло в своей стране множество британских концессий, которые устанавливали в Поднебесной собственные тарифы и налоги, наживаясь на Китае, как на своей провинции.

В конце концов, единственной страной, оказавшей Китаю помощь в войне против агрессора, стал Советский Союз.

Лётчики-добровольцы в Китае. Справо-налево: Ф.П. Полынин, П.В.Рычагов, А.Г. Рытов, А.С. Благовещенский

27 августа 1937 года, уже давно поняв, что от США или Европы ждать помощи не приходится, главнокомандующий вооруженными силами Китая Чан Кайши встречается с послом Советского Союза в Китае Дмитрием Богомоловым. Просьба главнокомандующего к советскому правительству – если не вступить в прямое столкновение с японцами, то хотя бы разрешить советским лётчикам в качестве добровольцев вступать в китайскую армию, параллельно проводя инструктаж китайских лётчиков. Сталин после разговора с послом соглашается не только на отправку добровольцев, но и на предоставление Советским Союзом техники и денежного кредита Китаю.

Считается – в частях японской армии, выделенных для войны с Китаем, было 700 боевых самолётов, в то время как у китайцев их было не намного меньше – 600. Но, по воспоминаниям советских технических инженеров – первопроходцев, приземлившихся на китайские аэродромы, большая часть этих самолётов была в неисправности, мало того, в китайской армии попросту не хватало лётчиков и боевыми машинами не кому было управлять. Но для советских лётчиков, отправившихся в Поднебесную, это оказалось далеко не самым неприятным сюрпризом….

Осенью 1937 года одна из первых групп советских лётчиков добровольцев отправляется на начальную точку авиатрассы Алма-Ата – Ланчжоу. В состав экипажей входят летчики Ломакин, Дорофеев, бортмеханики Рубан и Талалихин, и два стрелка-радиста - Анисифоров и Спиридонов. Перед этим для приёмки советских самолётов, их техобслуживания, и подготовки к длительному перелёту в Китай, в Алма-Ате создаётся специальная база под руководством полковника Грязнова. Именно отсюда, в Китай бесперебойно должны были поставляться истребители И-15 и И-16, и скоростные, и тяжёлые бомбардировщики. И это притом, что на всей трассе, протяжённостью 3 тысячи километров, не было ни средств воздушной, ни средств наземной связи. А во время пылевых бурь лётчики не видели не только основного ориентира – грунтовой дороги, вдоль которой проходила воздушная трасса до аэродрома Ланчжоу, но даже друг друга.

Но главные испытания советских лётчиков ждали даже не в пути – а при посадке. Оказалось, что аэродром Ланчжоу аэродромом нельзя было назвать даже с натяжкой. Это была всего лишь небольшая площадка между скал, на которой были разбросаны валуны и гуляли дикие козы. Безаварийно сесть в таких условиях было практически нереально, мало того, позже выяснится, что большинство китайских аэродромов почему-то были построены на старых кладбищах. Иногда, при взлёте или посадке машины некоторых советских лётчиков попросту проваливались в могилы. В таких условиях любая ошибка пилота, к тому же перевозящего на борту бомбы, могла стоить ему жизни. Но самое главное, по воспоминаниям участников тех событий, у китайцев не было не только бензозаправщиков, но и самого топлива. Чтобы заправить истребитель на случай воздушной атаки, местным жителям целыми вереницами вручную, в коромыслах приходилось таскать горючее из соседнего Индокитая! И это притом, что для того, чтобы заправить всего один самолёт, этого топлива требовалось полторы тысячи литров.

Это может показаться невероятным, но поначалу советским добровольцам, знавшим о культуре Китая и его жителях лишь немногое, почерпнутое из скудной программы школьных учебников, и к тому же не владевшим языком, приходилось общаться с китайскими пилотами при помощи жестов, что называется, на пальцах.

21 ноября 1937 года состоялся первый воздушный бой советских лётчиков с японскими асами. 7 советских самолетов, с русскими и китайцами на борту атаковали 20 японских. Три самурая были сбиты. При этом наши самолёты сели на базу без единой потери.

По воспоминаниям лётчика Михаила Мачина японские бомбардировщики предпочитали наступать, не отклоняясь от крупных ориентиров – к примеру, широких рек. Зная об этом, советские пилоты разработали тактику, согласно которой их самолёты несколькими группами выдвигались навстречу японской кавалькаде с двух сторон, и на большом от неё расстоянии, а потом, попуская колонну врага немного вперёд, одна из групп просто заходила ей в хвост, и внезапно нападала на истребители, отвлекая их от охраны бомбардировщиков. А тех в то же самое время расстреливала другая группа. Подобных вылетов против атакующих японцев иногда приходилось совершать по 5 в день.

Но бои советских лётчиков с японцами далеко не всегда были только оборонительными. Японские базы со стороны наших эскадрилий тоже постоянно подвергались атакам. Один из самых дерзких налётов на базу японцев произошёл 23 февраля 1938 года. День красной армии таким образом решил отметить командир одной из советских эскадрилий Фёдор Полынин. Так, поздно вечером, после праздника, группа средних бомбардировщиков СБ 2, под руководством Полынина впервые из всех добровольцев и за всё время войны отправилась в дальний тыл японцев – на остров Тайвань, где находились считавшиеся непреступными японский аэродром Тайбей и порт Синчжоу. Но самое главное, именно на этом острове был сборочный цех японских самолётов и здесь же хранились запасы топлива для фронта. Атака советских бомбардировщиков была настолько молниеносной и неожиданной, что японцы не успели даже привести в боевое положение собственные зенитки. В результате вместе с аэродромом было уничтожено 40 самолётов, и трёхлетний запас топлива. Но самое главное – именно в том бою были почти полностью уничтожены две самых элитных японских эскадрильи, до сих пор считавшиеся непобедимыми – Сасебо и Кисарадзу.

Сегодня об этом мало кто помнит, но кроме советских добровольцев, на стороне Китая выступили и лётчики некоторых других государств – к примеру, Франции и США. Однако по воспоминаниям участников тех событий немногочисленная и не слаженная в боях французская эскадрилья быстро погибла под натиском японских асов. А американцы, по словам китайского командования ВВС, в любом воздушном бою появлялись что называется к шапочному разбору, когда японские самолёты уже разворачивались для отхода на свои базы. При этом первыми атаковать не спешили.

Однажды, капитан Алексей Благовещенский через переводчика предложил американским добровольцам устроить совместный налёт на японскую базу. Ответ был ошеломляющим – американские лётчики спросили, сколько им за это заплатят… Но при этом, не горя желанием поучаствовать в воздушных боях, предприимчивые американцы на китайских аэродромах активно занимались бизнесом, продавая советским лётчикам топливо, которого у китайцев всегда не хватало.

Последний бой советских лётчиков с японцами произошёл 27 декабря 1939 года. После этого советское правительство отправило добровольцев обратно на родину. Правда, около двухсот наших лётчиков, участвовавших в боях за независимость Китая, остались лежать в его земле. Именно о подвигах этих добровольцев, в буквальном смысле спасших Китай от порабощения, уже много лет спустя, во времена уже совсем других войн, будет писать руководитель ядерной программы Китая маршал Не Жунчжэнь, подводя черту под теми героическими и трагическими днями. 

Комментариев пока нет

Новости партнёров