Россия История Знай наших

Кораблям Великой Победы посвящается: битва за Новороссийск

01 декабря 2016
Отойдя всего пару миль от берега, он подрывается на мине. Получив большую пробоину, корабль всего за несколько минут уходит ко дну. Катера «Морские охотники», которые сопровождали корабль, успевают спасти только 125 человек. Остальные — а это порядка 475 человек - тонут вместе с кораблем.

Январь 1943 года. Новороссийск находится под вражеской оккупацией. Вот уже полгода здесь находятся немцы. Советское командование готовит наступательную операцию. Единственная возможность подойти к городу – это зайти с моря. 4 февраля на на мыс Мысхако, в районе Станички, советские корабли доставляют десант – 271 бойца под командованием майора Цезаря Куникова. Они захватывают небольшой участок земли в район нынешнего яхт-клуба и занимают оборону. Впоследствии этот плацдарм вдоль береговой линии историки назовут «Малой землей». 

Сюда каждый день подходили малые корабли и суда Черноморского флота с подкреплениями и боеприпасами. Они доставляли на Малую землю все необходимое для продолжения боевых действий, принимали на борт раненых и следовали обратно.

Тральщик «Червонный казак» был в числе кораблей, которые доставляли десант и боеприпасы на Малую землю. Это был корабль длиной 50 метров, с металлическим корпусом. На нем была установлена артиллерия – пушка калибром 45 миллиметров и 3 пулемета. Но самое главное – «Червонный казак» был оснащен тралами. На вид это — огромные сети. Принцип действия их прост. С помощью тралов корабли собирают мины, буксируют их в безопасное место и там взрывают. Таким образом минно-тральные корабли Черноморского флота могли преодолевать огромные минные поля, уничтожая мины одну за другой.

26 марта 1943 года. Тральщик «Червонный казак» выходит из порта и следует в сторону мыса Мысхако. На его борту — подкрепление для советских войск, которые удерживают плацдарм на Малой земле, и большое количество боеприпасов. Ночью он причаливает к берегу. Бойцы сходят на землю и разгружают корабль. Под утро на «Червонный казак» погружают раненых и эвакуируемых из числа местного населения — всего около 600 человек, и тральщик отправляется обратно... Но!!! Отойдя всего пару миль от берега, он подрывается на мине. Получив большую пробоину, корабль всего за несколько минут уходит ко дну. Катера «Морские охотники», которые сопровождали корабль, успевают спасти только 125 человек. Остальные — а это порядка 475 человек - тонут вместе с кораблем.

Катера типа «Малый охотник», называемые на флоте просто «Морскими охотниками», сопровождали тральщик «Червонный казак» в день его гибели. Эти катера были созданы специально по заказу Морской пограничной охраны НКВД, еще в годы второй пятилетки. Они предназначались для уничтожения вражеских подводных лодок, и были вооружены двумя пушками 45 калибра, пулеметами и глубинными бомбами. Однако в годы Второй мировой войны функции морских охотников были расширены.

Это и несение дозора в море, и сопровождение одиночных судов для действий против противника, который будет пытаться атаковать эти суда, и высадка морских десантов.

«Морские охотники» считались непотопляемыми. Поскольку их корпус состоял из 8 независимых отсеков. И даже если в один из них попадала торпеда, то остальные удерживали катер на плаву. Корпус «Морских охотников» был сделан из обычного дерева — сосновых досок. Поэтому они были очень легкими, и им удавалось развить скорость до 25 с половиной узлов, или 47 километров в час. Один из таких катеров российские водолазы обнаружили неподалеку от места гибели «Червонного казака». Он практически не сохранился. От деревянного катера остался только каркас.

Червонный казак

Но самое интересное, что удалось обнаружить водолазам — это судовой журнал катера, который пролежал на морском дне почти 65 лет. Удивительно, но он сохранился! Водолазы подняли его на поверхность и отвезли в Москву в криминалистическую лабораторию Университета МВД РФ. Почти год специалисты лаборатории разбирали этот журнал. Они буквально по кусочками собирали листы, восстанавливали чернильные записи и расшифровывали подписи. В результате, им удалось установить, кто же был командиром «Малого охотника», который обнаружили российские водолазы. Им оказался старший лейтенант Виктор Шпонько, который служил в то время на Черноморском флоте, и участвовал в освобождении Новороссийска от немецко-фашистских захватчиков.

Мало того, удалось установить номер затонувшего катера — СКА-098. Согласно архивным документам, 10 мая 1943 года он вышел в свой последний рейс — сопровождал транспортное судно, которое перевозило груз на мыс Мысхако. Маневрируя в районе выгрузки, он подорвался на вражеской мине и затонул. Из 22 членов экипажа погибли только 6. Остальных взрывной волной выбросило за борт. В том числе командира Виктор Шпонько. Взрывной волной его выбросило за борт, и другие корабли подобрали его. Он погибнет позже, через год. В мае 1944-го, при торпедировании сторожевого катера МО-376 «Бузулукский комсомолец».

Участникам экспедиции «Поклон кораблям Великой победы» удалось найти сына Виктора Шпонько — Юрия. В 1944 году семье Шпонько с фронта пришла только похоронка — Виктор пропал без вести. Где он пропал и при каких обстоятельствах, все эти годы семья Шпонько не знала. И только из документов удалось узнать, как и где он погиб. Когда это произошло, Юрий был совсем маленьким. Он даже не помнит своего отца.

При поддержке комитета по делам ветеранов Государственной Думы Юрий Шпонько вместе с участниками экспедиции приехал в Новороссийск, на место гибели своего отца. Они вышли в море на одном из кораблей Черноморского флота России, чтобы установить памятную табличку с именами погибших моряков и возложить венки к месту гибели СКА-098. Такую же табличку водолазы установили на тральщик «Червонный казак». Теперь это — братские могилы советских моряков. Именно благодаря им и многим другим бойцам 16 сентября 1943 года Новороссийск был полностью освобожден от немецко-фашистских захватчиков. 

Комментарии 1

Слава и вечная память героям!Новоросс сейчас красавчик,благодаря им...однако.

Новости партнёров