В Севастополе есть памятник затопленным кораблям - колонна, сложенная из обработанных гранитных глыб, которую венчает бронзовый орел с распростертыми крыльями. Он держит лавровый венок в память о кораблях, защищавших город от атак противника. Вспомним о том, что на дне Черного моря – самое большое кладбище затонувших кораблей, на протяжении многих столетий защищавших русский Крым.

Керченский пролив соединяет Черное и Азовское море. Западным берегом пролива является Керченский полуостров, а восточным – Таманский. Земли на берегах Керченского пролива еще две тысячи лет назад славились своим плодородием: на них выращивали хлеб и виноград, прекрасные пастбища позволяли разводить скот и заниматься выделкой кожи, а богатые рыбой воды – рыболовством. Именно поэтому здесь находились одни из самых богатых и процветающих античных городов. Сегодня благодаря археологическим раскопкам Керченского археологического музея здесь из-под земли практически вырастает целый античный мир.

Например, древний город Пантикапей, который находился на территории современной Керчи. Он был основан еще в VII в. до н.э. греческими колонистами. До сих пор сохранились фрагменты стен, дверные проемы, узкие мощеные улочки. Арка вела в храм Аполлона. Это был крупный политический, культурный и ремесленный центр. По солнечным часам из мрамора местные горожане узнавали время.


Пантикапей, карта Керченского пролива, картинки, видео раскопок, кувшины, украшения, предметы быта

Археологами были найдены прекрасные экземпляры античного искусства: фрагменты статуй и древних фресок. Предметы быта того времени: украшения, которые носили местные женщины, а в таких котелках они готовили пищу. Здесь чеканили собственные золотые, серебряные и медные монеты. Часть из них найдена и помещена в Керченский музей.

Ученым удалось создать приблизительную реконструкцию города. Он был сравнительно небольшой по площади, так как находился на поверхности горы Митридат. Самое интересное, что кроме наземного города – здесь был еще и подземный.

Археологи изучили систему склепов, которая находилась внутри горы. Сегодня в них можно попасть через специальный колодец. Склепы небольшие по площади, до некоторых из них добраться можно только ползком по узким туннелям. Внутри расположены лежанки, на которых хоронили умерших, а чтобы подчеркнуть статус погребенных горожан, стены украшали росписью: изображали животных и птиц, рисовали орнамент. Работа выполнялась при помощи природных красок. От города к берегу Керченского пролива спускались многочисленные дороги. На берегу постоянно кипела жизнь, ведь благодаря своему выгодному географическому положению, этот город всегда находился на пересечении множества торговых путей между Европой, Средней Азией, Китаем и Средиземноморьем. Особенно бойко торговля шла с Грецией. Туда, из Пантикопей, экспортировали пшеницу, соленую рыбу, рыбный соус и вино. Однако, из-за скалистых берегов, бурь и штормов, парусники часть не довозили товары до города и тонули в прибрежных водах. Именно поэтому на дне Керченского пролива залегает огромное количество древних парусников. Раньше, изучить их было довольно трудно, так как многие из них находятся на очень большой глубине.

Но совсем недавно, известный океанограф Роберт Баллард, прославившийся тем, что нашел Титаник и изучил Лузитанию, начал исследовать Черноморское побережье. При помощи современного оборудования, способного работать на большой глубине, он обнаружил древнее византийское судно.

Несмотря на то, что оно пролежало на морском дне не одно тысячелетие, оно прекрасно сохранилось. Ученые предполагают, что это был древний парусник, один из тех, что часто изображены на греческих фресках.

Кроме того, из-под воды были подняты древние амфоры. Их вес порой достигает 25 кг. Подводному археологу, работающему на большой глубине, поднять вросшие в ил кувшины бывает сложно, а порой даже невозможно. Их поднимают при помощи специальных глубоководных машин. Однако, это еще не все. Летом под Керчью планируют провести крупный археологический проект по поиску затонувших кораблей. Ведь Керченский пролив, как и все дно Черного моря, - целое кладбище затонувших кораблей, способных рассказать тысячелетнюю историю.

Под Керчью находятся обломки не только древних судов. На морском дне лежат обломки кораблей времен Крымской и Великой Отечественной войны. Городу Керчь официально присужден статус город-герой Великой отечественной войны. Вот одна из местных находок – Бронекатер-73.Он был потоплен в 42-ом ударами вражеских авиабомб. Тем не менее, хорошо сохранилась корма, отчетливо видны люки, крышки с них сорваны. В корме найдены два автомата того времени. Такие бронекатера – успешно использовались в Керченском заливе в годы Великой отечественной войны.


бронекатер-73

Кроме того, на дне Керченского пролива есть и еще более интересные находки. Например, обломки корабля времен Крымского ханства, который подбил известный русский флотоводец адмирал Ушаков еще в 18 веке. На нем сохранились предметы быта, личные вещи экипажа и небольшие пушки. О кораблях, потопленных этим знаменитым адмиралом, и о его таланте флотоводца до сих пор ходят легенды. Именно здесь, в Керченской проливе 8 июля 1790 года произошло знаменитое Керченское морское сражение. Оно проходило в ходе русско-турецкой воны. Это была одна из первых крупных побед молодого Черноморского флота. Именно в результате нее Крым окончательно закрепился в составе Российского государства, а Севастополь навсегда остался базой отечественного флота. Во время этого сражения адмирал Ушаков обратил в бегство весь турецкий флот, уничтожив планы турецкого командования по захвату Крыма. После этого сражения турки предпочитали с Ушаковым больше не связываться.

Еще один город, заслуживший воинскую славу, находится по другую сторону Крымского полуострова, - Севастополь. Жители Севастополя на своей шкуре знают, что такое защищать Родину. На протяжении веков их деды и прадеды шли на своих кораблях на верную смерть. Этот город помнит и героическую оборону Севастополя во время Крымской войны и кровавые сражения Великой отечественной. Более того, изначально Севастополь был основан именно моряками.

Это произошло в конце 18 века, после присоединение Крыма к России. Тогда императрицей Екатериной II был направлен сюда фрегат «Осторожный», с целью выбрать место основания военного порта. У этого города даже есть свой гимн. Его и сегодня поют моряки…

Дно Черного моря близ Севастополя, - это настоящее кладбище затонувших кораблей, которые как будто подтверждают текст гимна. Например, немецкий транспорт «Волга-Дон». Он потоплен советскими войсками во время Великой отечественной войны. Изначально это была советская канонерская лодка «Красная Молдавия». Но в 41-ом ее захватили немецкие оккупанты.

В 1943 она шла из Германии в Севастополь, снаряженная грузом из боеприпасов, которые до сих пор сохранились. Сохранилась и пушка, и даже легковая машина на борту. Однако, боеприпасы до места назначения немцы так и не довезли. Советская подлодка Л-6 выпустила торпеду и подбила этот немецкий транспорт.

Похожая история случилась и с еще одним немецким транспортом Санта-Фе. долгое время обстоятельства гибели была окутана тайной. Исследователи спорили о причине гибели этого судна. По одной из версий, произошла диверсия, и в Санта-Фе пустила свою торпеду конвоировавшая его немецкая подлодка UJ-102.


санта фе

Ученые сделали такой вывод, потому что в этом месте не должно было быть советских мин. Однако, входе дальнейших исследований поняли, что ошибались. На самом деле, Санта-Фе затонула именно из-за советской мины. Как она там оказалась, до сих пор неизвестно.

С российским флотом связана и еще одна удивительная история. Недалеко от другого старейшего города Геленджика, потоплен советский линкор «Императрица Екатерина».

Это был один из лучших кораблей императорского флота. Однако, в 1918 году по приказу Ленина в него выпустили торпеды и отправили на дно Черного моря. И это при том, что корабль успешно принимал участие в боевых действиях в годы Первой мировой войны. Императрица Екатерина, вместе с крейсером «Память Меркурия» входил во вторую тактическую маневренную группу и участвовал в набеговых действиях на турецкое побережье. Команда этого корабля участвовала во множестве сражений. В январе 1916 года этот линкор во время патрулирования Черноморского побережья столкнулся с турецким крейсером «Явуз Султан Селим», по которому вел огонь в течение 30 минут и продолжал преследование пока тот не скрылся из виду в Босфоре. А спустя год Императрица Екатерина участвовала еще и в перехвате германо-турецкого крейсера «Бреслау».

Так почему же корабль Императрица Екатерина, который ни разу не достался никому из врагов, был потоплен на Родине?! Оказывается, этот мощный и непобедимый корабль приказали потопить потому, что боялись - он достанется врагу. Тогда, в 1918 году, немецкие войска подходили по морю к Новороссийску, где стояла Императрица Екатерина. Скрепя сердце, Лениным и руководством был отдан приказ выпустить в него торпеды.

Сегодня обломки Императрицы Екатерины вот уже сто лет находятся на глубине 40 метров, недалеко от побережья Геленджика, на дне Черного моря. Исследователям удалось изучить практически все отсеки этого гигантского линкора. Хотя до некоторых добраться было довольно сложно. Линкор пошел ко дну вверх килем, поэтому палуба погружена в слой ила и песка. В начале 30-х годов артиллерия линкора была поднята, но несмотря на это, на его борту до сих пор сохранились орудия того времени. Эти обломки представляют собой большую ценность. Это не только история, но и гордость нашего флота, памятник мужеству наших воинов. Сегодня линкор «Императрица Екатерина Великая» хотят превратить в музей. При этом подводные археологи уверены, дно Черного моря, само по себе, большой подводный музей.

Комментариев пока нет

Новости партнёров