Россия История Империя добра

Как Виктор Беленко Родину предавал

12 декабря 2016
Он прекрасно знал, что американские спецслужбы давно охотятся за МИГом. На это и была сделана ставка. Как только стало известно о побеге, Советский Союз потребовал немедленной выдачи советского летчика и возвращения самолета. С другой стороны, на японцев давили США, преследуя диаметрально противоположные цели – как можно дольше держать МИГ в Японии и ни в коем случае не выдавать Беленко.

Виктор Беленко окончил Армавирское высшее военное авиационное училище. Затем служил летчиком-инструктором в Ставропольском высшем военном авиационном училище ПВО. По личной просьбе был направлен на Дальний Восток в истребительный полк ПВО.

С этого началась история предательства.

6 сентября 1976 года там проходили обычные учебные полеты. Когда все задачи были выполнены, самолет Беленко неожиданно исчез с радаров. Летчик не выходил на связь и не отвечал на позывные. В полку подняли тревогу.

Чугуевка, Приморский аэродром. Беленко вошел в зону, сделал там два виража, потом резко в пике ушел на малую высоту и вдоль ущелья улетел в сторону моря. Он хорошо знал систему района ПВО. Знал зоны, через которые можно было проскочить незамеченным. Этим он и воспользовался. Шансов пресечь этот полет у ПВОшников не было никаких.

А вот РЛС воздушных сил Японии, размещенные на острове Хоккайдо, засекли истребитель Беленко. Через 7 минут обнаружения воздушной цели с авиабазы Читозе поднялась на перехват пара «Фантомов». Пока центр управления воздушным движением пытался опознать цель, истребитель МИГ-25 исчез с экранов радаров.

Виктору Беленко оставалось только долететь до цели и выполнить посадку.

Однако его план сорвался. Американская военная база, на которую он должен быть посадить МИГ-25, оказалась в тумане. И тогда он направил свой истребитель на гражданским аэропорт Хакодате. Во время посадки МИГ-25 чуть было не столкнулся с пассажирским Боингом. Беленко был вынужден сажать машину на большой скорости и под острым углом. Взлетно-посадочной полосы не хватило, и самолет выкатился на грунтовое поле и только тогда остановился.

Так не имеющий аналогов в мире сверхсекретный истребитель-перехватчик МИГ-25П оказался в Японии.

Этот снимок сделан сразу после приземления МиГа на гражданский аэродром в Японии

А в полку после исчезновения самолета, решили, что он разбился. Такого же мнения придерживалось и вышестоящее руководство. Находившийся в то время с инспекцией в Приморье командующий авиацией войск ПВО маршал авиации Евгений Савицкий прореагировал на случившиеся спокойно: «Авиация есть авиация. Все может случиться. Ищите».

Однако искать долго не пришлось. Вскоре мировые агентства передали из Японии: в аэропорту Хакодате приземлился советский боевой истребитель. Командованию полка стало ясно - это Виктор Беленко.

Он прекрасно знал, что американские спецслужбы давно охотятся за МИГом. На это и была сделана ставка. Как только стало известно о побеге, Советский Союз потребовал немедленной выдачи советского летчика и возвращения самолета. С другой стороны, на японцев давили США, преследуя диаметрально противоположные цели – как можно дольше держать МИГ в Японии и ни в коем случае не выдавать Беленко.

Под множеством фото – и телекамер Беленко посадили в машину и увезли с аэродрома. Японцы сначала не знали, как реагировать. Ссориться с СССР – было рискованно. С США – тоже. Да и не могли. Японцы несколько дней требовали от американцев каких-то решений. Ведь сел-то истребитель на японский гражданский аэропорт.

В итоге, с места посадки на транспортном самолете американских ВВС МИГ-25 перевезли на японскую авиабазу. Несмотря на запрет Союза, около двадцати американских специалистов демонтировали самолет, выясняя все нюансы о нем. Уже в разобранном виде истребитель был возвращен.

Американцы со всех частей взяли пробы, они полностью разобрали и сняли систему опознования. СССР понес убытки в 2 миллиарда рублей. Огромные по тем временам суммы.

Из-за предательства Виктора Беленко менять аппаратуру пришлось в авральном порядке. И если бы, не дай Бог, вспыхнул вооруженный конфликт, советская ПВО не могла бы разобрать, где свои самолеты, а где чужие. Кроме замены системы распознавания пришлось неотложно модернизировать сам истребитель — создать для него ряд новых узлов и агрегатов. Были и другие случаи угонов советских военных самолетов, но ЧП с МиГ-25 нанесло наибольший урон.

До сих пор так и не ясно, кто же был на самом деле Беленко – завербованный агент, дожидавшийся своего часа, или спонтанный угонщик, движимый личными мотивами. Но КГБ особо тщательно искал подтверждения версии о вербовке. Но явных доказательств так и не обнаружили.

Так или иначе, в 1980 году Беленко получился американское гражданство. Несколько лет он преподавал в одной из военных академий технику воздушного боя, женился на американке, от которой у него трое детей. Однако, затем развелся и оставил ей, согласно брачному контракту, дом. В содружестве с писателем Джоном Барроном издал книгу "Пилот МиГа" (John Barron, "MIG Pilot"), на которой сумел неплохо заработать. Уже в качестве полноценного гражданина США, объездил весь свет, побывав в 68 странах мира.

Комментариев пока нет