Запад Культура Без дураков

«Призрачная нить»: когда жертва становится агрессором

05 марта 2018
Рецензия на фильм Пола Томаса Андерсона «Призрачная нить»

«Призрачная нить» – фильм, который претендует на премию «Оскар» в категориях «лучший фильм», «лучший режиссёр», «лучший ведущий актёр», «лучшая женская роль второго плана», «лучшая оригинальная музыка» и «лучший дизайн костюмов». Однако для поклонников Дэниэла Дей-Льюиса – известного британского актёра, исполнителя главной мужской роли в «Призрачной нити», ценность этой картины состоит вовсе не в громких номинациях. Последняя роль Дэниэла в кино – вот что волнует фанатов звезды. 

Туманный Лондон. Мрачный особняк Георгианской эпохи, за окном которого серая завеса из дождя. В общем, декорации классического готического романа. Время действия: середина двадцатого столетия. По изысканной лестнице в стиле ар-деко в элегантном костюме идёт он – именитый кутюрье, создатель неповторимых образов и нарядов для монарших особ и представительниц великосветской элиты – изысканный Рейнольдс Вудкок (Дэниэл Дей-Льюис). Вежливый, но холодный. Нервный, но сдержанный. Аутентичный перфекционист. Фетишист. Эстет до мозга костей. Фанатик своего дела. Убеждённый холостяк. Тем временем, где-то на просторах послевоенной Англии затерялась она – просто Альма (Вики Крипс). Рядовая официантка. Точка их пересечения – пригородное кафе, где работает Альма, и завтракает, коротающий уик-энд за городом, Рейнольдс. Кажется, что добродушная улыбка Альмы – её главное оружие. Но опытного Вудкока не проведёшь – он видит в простоватой на вид девушке нечто большее. Между ними случается что-то вроде творческого союза с элементами мезальянса, роли в котором строго распределены: он властвует, она подчиняется.

                                                            Кто жертва?

Вслед за историческим прототипом – испанским модельером Кристобалем Баленсиаги – Вудкок виртуоз в своём искусстве. Игла в его руках превращается в волшебную палочку, а незаурядная девушка в обворожительную музу. Да, официантка Альма становится манекенщицей и вдохновительницей Рейнольдса, но участь её незавидна – бедняжка находится под стальной пятой деспотичного Вудкока и острым каблуком его нарочито спокойной сестры Сирил (Лесли Мэнвилл). Взгляд Сирил выдаёт в ней тиранку. Жизнь Вудкоков без преувеличения можно назвать энциклопедией английской жизни. Бывшая официантка, кажется, обречена впредь играть по заданным правилам в новой жизни, где она манекенщица, швея и пассия в одном лице. В монотонную чреду одинаково-красивых, но холодных будней чопорных Вудкоков вносят диссонанс лишь неуместные звуки, которые издаёт за трапезой, необученная правилам этикета, Альма. К этому моменту проходит добрая треть фильма, следить за которым, в связи с отсутствием динамики, интересно разве что синефилам. И снова затяжные завтраки, и бесконечные примерки. И снова преданная Альма ждёт взаимности от Вудкока, а он просто принимает её жертвенную любовь как должное. Пока зрители сочувствуют девушке и ждут уже финала затянувшейся истории, Альма вдруг делает ход конём и готовит ядовитые грибы своему возлюбленному. Происходит поворотный пункт и жертва становится агрессором. Грибы, однако, вовсе не убивают взбалмошного Вудкока, а наоборот возвращают его к "нормальной жизни".

                                                  Последняя роль великого актёра

Главную роль в «Призрачной нити» исполнил британец Дэниэл Дэй-Льюис – единственный в мире трёхкратный обладатель премии «Оскар» как лучший актёр. Дэниэл также известен зрителям по нашумевшей картине «Нефть». Актёр считает себя последователем системы Станиславского и очень кропотливо подходит к каждой новой роли. Так, перед тем как приступить к съёмкам в «Призрачной нити», он два года посвятил подготовительной работе над образом кутюрье и изучал мастерство кройки и шитья у ведущих специалистов. И снова успех – за образ Вудкока Дэниэла Дей-Льюиса номинировали на «Оскар» в категории «лучший ведущий актер». При этом сам Дэниэл накануне премьеры «Нити» вдруг неожиданно для всех объявил об окончании своей артистической деятельности. 

Остаётся отдать должное финальной партии Дэниэла Дей-Льюиса и наслаждаться его игрой в «Призрачной нити» – психологической драме о нежелании разрывать гордиев узел семейных и любовных пут. 

Комментариев пока нет