Россия Культура Деформа образования

Образовательный коллапс

07 мая 2017
Реформа образования в нашей стране идет уже 15 лет. Но её результаты как-то пока не радуют. Эксперты говорят, что школа самоустранилась от воспитательного процесса детей. В соответствии с новым трендом – она просто «оказывает образовательные услуги». И теперь учитель и ученик, это примерно, как продавец и покупатель.

Реформа образования в нашей стране идет уже 15 лет. Но её результаты как-то пока не радуют. Эксперты говорят, что школа самоустранилась от воспитательного процесса детей. В соответствии с новым трендом – она просто «оказывает образовательные услуги». И теперь учитель и ученик, это примерно, как продавец и покупатель.

Сегодня дети настоящие хозяева школы, они прекрасно знают свои права и пользуются этим, зачастую унижая и игнорируя педагогов. В такой ситуации учителя просто оказываются заложниками обстоятельств не в силах как-то влиять на поведение учащихся.

Специалисты говорят, что советскую систему образования, которая пользовалась уважением во всем мире, мы благополучно развалили. А вот новой: удачной и прогрессивной, пока так и не построили. Хотя пытались. Командиры отечественного образования в свое время взяли курс на продвинутый Запад, к которому мы хотели стать ближе. В учебный процесс решили внести как можно больше демократизации.

Отсюда и ЕГЭ - единый госэкзамен. По идее, эта система должна была уровнять шансы всех детей на поступление в любые ВУЗы по всей стране. Поскольку любой школьник из Москвы или из Петропавловска-Камчатского, прошедший необходимое тестирование, мог отправить свои документы по почте хоть в МГУ, хоть МГИМО. Всё просто и прозрачно.

Однако оказалось, что на деле новая тестовая система не всегда работает, как надо. Тщательность, с которой чиновники подходят к организации и проведению единого госэкзамена, казалось бы должна гарантировать чистоту его проведения. Как только не проверяют учеников перед испытанием. И металлоискателями, и видеонаблюдение кругом, и мобильную связь теперь школам глушить разрешили. Но все равно, и подглядывают, и списывают. Каждый год мы слышим, что как только ЕГЭ стартует на Дальнем Востоке, варианты ответов сразу же появляются в интернете. А еще в соцсетях можно легко найти массу роликов, где пользователи хвастаются, как они сдали тест на 100 баллов.

Со временем стало выясняться, что тестовая система не столь уж беспристрастна к уровню знаний учеников. Некоторым отпетым двоечникам просто везло на экзаменах и они, тыкая пальцем в небо, попадали в правильные ответы и получали высокий балл за ЕГЭ. Задания год от года всё усложняются, но фактор везения все равно исключить не получается. Более того, это не делает школьников умнее. Дети в выпускных классах сосредотачиваются только на тех предметах, которые будут сдавать.

Впрочем, новый министр образования Ольга Васильева пообещала, что единый госэкзамен будет совершенствоваться. Например, русский язык будут сдавать в устной и письменной формах, сочинение вернётся к своему классическому виду. По окончании школы оценки будут ставить по всем предметам, а в ВУЗах появятся письменные вступительные экзамены по профильным дисциплинам. Правда, пока это будет происходить не везде и лишь в качестве эксперимента.

И хотя подводить какие-то итоги работы обновленного министерства пока рано, в Минобрнауке продолжается работа по разнообразным нововведениям. А если конкретнее, то к частичному возврату к некоторым основополагающим принципам советской системы образования. Например, предлагается вернуть в качестве отдельного предмета астрономию. Бурную дискуссию также вызвала идея вновь привлекать учеников к уборке классов и школьной территории.

Не нравится новый министр и либералам. Они считают Ольгу Васильеву консерватором, не способным постичь всю прелесть западных образовательных ценностей.

Такие предметы, как химия, физика и биология сейчас не являются базовыми для старшеклассников. Вместо них они могут выбрать себе какие-нибудь дисциплины попроще. А еще в стране последние несколько лет полным ходом шла оптимизация системы образования. Только в 2014 году было ликвидировано около 600 образовательных организаций, из которых почти 400 – это школы. А до 2018 года планировалось закрыть еще около 900 школ из сокращаемых 3640 учебных заведений.

Не стоит забывать и о коммерциализации образования. Родители прекрасно знают, что за возможность обучения детей в топовых школах или лицеях приходится платить немалые деньги. Что касается высшего образования, то в этом году количество бюджетников в Университетах будет сокращено. На каждые 100 выпускников школ будет приходиться только 57 бесплатных мест на первых курсах. И основной приоритет будет отдан ВУЗам с инженерными специальностями. При этом, в некоторых институтах и академиях бюджетных мест нет вообще. Получается, есть деньги – учись. Нет – и учебы нет. Так что не всегда отличные знания гарантируют умным, но бедным выпускникам возможность поступить туда, куда они хотят.

А еще министра образования критикуют за то, что она собирается внести поправки в законодательство, согласно которым учителем может стать выпускник абсолютно любого ВУЗа, имеющий диплом бакалавра по любой специальности. Правда, ему еще нужно будет доучиться 2 года в педагогической магистратуре. Однако и без этого уровень подготовки некоторых будущих преподавателей оставляет желать лучшего.

Замкнутый круг, конца и края которому не видать! Но, как говорится, рыба гниёт с головы. И остаётся лишь надеяться, что новому министру образования хватит сил, мужества и авторитета для того, чтобы полностью сменить курс почти уже утопающего корабля российского образования


Комментариев пока нет